«На святой горе Преображения». Проповедь в праздник Преображения Господня, 19 августа 2015 г.

священник Алексий Хотеев

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

В нынешний день мы с вами празднуем Преображение Господне. Об этом событии мы слышали евангельский рассказ на вечернем богослужении (Лк. 9 : 28-36) и на Литургии (Мф. 17: 1-9). Эти свидетельства из Евангелия от Луки и Евангелия от Матфея Церковь ставит на богослужении как бы два голоса, свидетельствующие об одном. Событие Преображения Господня совершилось не перед всеми учениками, но только перед тремя. Более того: когда они спускались с горы, Спаситель запретил Петру, Иакову и Иоанну рассказывать об этом, прежде чем Он воскреснет.

Церковь как бы следует этим словам Христовым, поэтому праздник Преображения Господня ставит не перед Пасхой, а после нее, хотя он должен был бы приходиться на начало Великого Поста и предварять Пасху. Но Вознесение перенесено на более позднее время: за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня. На празднике Воздвижения мы вспоминаем не только историческое событие Воздвижения Креста в Иерусалиме, но и Страдания Христовы, Его Крест, Погребение.  Таким образом, определённая историческая последовательность все-таки сохраняется.

Для нас имеет значение и то, что Преображение – это откровение Господа о будущем. Спаситель укрепляет веру своих учеников, показывая, что Он больше, чем они могли видеть ранее. Можно заметить, что в Евангелии Спаситель часто называет себя Сыном Человеческим. Но все мы ведь сыны человеческие, и могло создаться впечатление, что Он не претендует на более высокое наименование – Сын Божий. Однако, конечно, за Его страданиями, за Его деяниями открывается более высокое достоинство. Но Христос не уверяет учеников в этом, а просто дает это понять, почувствовать.

Сегодняшний праздник, связанный с воспоминанием евангельского события, является примером, когда Христос просто открывает истину о Себе близким ученикам. В службе Преображения, в молитвах, которые поются и читаются, мы можем найти немало благочестивых размышлений на это счёт.

Плоть Адамова по грехопадении, и всё существо человеческое как бы потемнело, а в Преображении она посветлела, просветилась. Даже ризы Господа, стали белыми как снег, а лицо просветилось как солнце. И настолько был силен Свет, что ученики пали на землю и закрывали лица! Если бы Христос явился в такой славе, кто бы мог стоять перед ним, кто бы мог с ним спорить или отвергать Его? Но с другой стороны, эта сила, этот Свет духовный, наверно, попалил бы обремененных грехом людей, тех, кого Христос пришел спасать. Ибо сказано в Евангелии: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13). Для человека, потемневшего, почерневшего от грехопадений, такой свет, наверное, не был бы спасительным, а обжигал бы. Что говорить, если даже ученики Христовы в момент Преображения не могли на Него взирать!

Для нас с вами в нравственном отношении евангельский рассказ о Преображении служит немалым утешением. Когда учеников осиял этот Дивный Свет от Христа, то они сказали: «Хорошо нам здесь, сотворим три сени, то есть палатки, и будем так жить, останемся здесь». Этот Свет был для них блаженным, и состояние их было радостное, — такое состояние, в котором человек забывает о иных человеческих потребностях: о еде, о каких-либо обязанностях . «Нам здесь хорошо остаться!»

 Не зря обращается внимание, что Преображение произошло на горе. К этому состоянию, — духовной чистоты,  —  нужно идти, как в гору, то есть, с трудом. Когда Господь открывается нам в тех или иных обстоятельствах нашей жизни, мы тоже испытываем такое радостное чувство, что хочется сказать:  «Хорошо нам здесь быть!»

Хорошо замечать присутствие Божие. Но большую часть нашей жизни нам нужно идти, преодолевать этот подъём в гору. На богослужении мы и слышали молитвенный возглас, молитвенный вздох, в котором мы с вами просили, чтобы Господь послал и нам Свет и истину, которые бы наставили нас на пути к Преображению и возвели на Его Святую Гору. Аминь.

Проповедь произнесена в храме прп. Иоанна Рыльского в Минске.

Запись текста: Иоанн Румчик.

 


Назад к списку