"Она скорее, чем другие апостолы, приблизилась к Воскресению". Проповедь в день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 2015 года.

священник Алексий Хотеев

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Сегодня мы с вами празднуем Успение Пресвятой Богородицы. Успение в переводе означает сон, засыпание. Таким наименованием Церковь указывает на то, что смерть земная – это телесное успокоение, подобное сну. Но как во сне душа человеческая не перестает бодрствовать, чему нередко мы видим проявление в сновидениях, так и по кончине человеческой душа не перестает жить, а отходит к Богу. Так мы говорим о жизни земной в целом, о том,  что ждет всех людей. Но кончина Пресвятой Богородице была особенной. Эта особенность объясняется близостью Пресвятой Богородицы с ее Божественным Сыном.

Основой, очень важной составляющей христианской веры является вера в Воскресение.  Возможно, мы не столь уж внимательно относимся к этому, и эта идея не воодушевляет нашу с вами жизнь. Мир скептически относится к подобным утверждениям о жизни после смерти. Еще в далекие времена проповеди святого апостола Павла,  когда он стал проповедовать о Воскресении в ареопаге, собрании старейшин и философов, его остановили. И до сих пор актуальны слова, сказанные в Евангелии, и многие люди живут по этому принципу: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем». То есть, постараемся взять сейчас, попробовать все, что не попробовали, потому что жизнь скоротечна, и мы знаем, что умрем, поэтому надо скорее воспользоваться тем, что дает мир.

Но в Церкви иное отношение к этому. Заметим, что в миру не принято говорить о смерти, а Церковь об этом открыто проповедует. Ведь почти каждая память святого – это преимущественно память его кончины. В церковном календаре датой памяти является не день его рождения, а именно день его кончины. Мы празднуем день кончины мучеников, преподобных, святителей. Почему Церковь так делает? Эта традиция явлена и в сегодняшнем празднике. Мы с вами празднуем переселение в Небесное Отечество человека, его новое, духовное Рождение в жизнь вечную. Ведь не напрасно на иконе Успения душа Пресвятой Богородицы изображена в виде младенца, которого Христос держит на руках. Это знак того, что произошло Рождение, и вот эта рожденная в вечную жизнь душа принята Богом.

Пресвятая Богородица — самая близкая Христу молитвенница. Из Евангелия мы с вами знаем такой эпизод, — он читается при совершении таинства брака, — когда Пресвятая Богородица упросила Своего Сына помочь людям на свадьбе, когда тем не хватило вина. Внимание к таким мелочам, вроде бы не имеющим отношения к спасению души, показывает, как сострадательна, как внимательна Пресвятая Богородица к нуждам человеческим, даже такой, чтобы радость у людей не омрачилась (не свадьбе), не было какого-либо стеснения. Конечно, не для упивания вином претворялось оно, но для того, чтобы умножить радость и показать превосходство того, что делает Христос по сравнению с тем, что обычно делают люди. Ибо вино, претворенное из воды, оказалось лучше, чем то, которое было приготовлено людьми, занимающимися изготовлениям вина.

Мы с вами, памятуя про этот евангельский пример и множество иных примеров в истории церковной, знаем, что Пресвятая Богородица близка к своему Сыну. Не напрасно на иконах Они изображаются вместе, и лик Пресвятой Девы иногда обращен ко Христу, голова Ее наклонена в знак особой близости, в знак ходатайства Пресвятой Богородицы.

Именно на ней первой исполнилось евангельское учение. Она скорее, чем другие апостолы, приблизилась к Воскресению, к тому, что является таинством будущего века – Общего Воскресения. В сегодняшний день мы говорим о том, что отличает Успение Пресвятой Богородицы от успения иных людей. Она и телесно воскресла. Не было найдено Ее святое тело после погребения. (По просьбе Фомы апостолы открыли гроб.) Она была взята на небо. Так было явлено исполнение всего евангельского учения. Не  достаточно было бы, чтобы Христос только учил. Он сам воскрес, и это очень сильно повлияло на веру учеников. Но было показано, что это совершится не только во Христе, – ведь Он есть Бог, и понятно, что Он превосходит все земные законы, – но и облагодатствованный человек тоже сподобляется такой великой чести. И такой ближайший Христу человек – Пресвятая Богородица.

Так Церковь учит об Успении Пресвятой Девы.  Мы Ее славим и чествуем сегодня, празднуем ее земную кончину, тем самым утверждая, что кончина человеческая может быть славной, может быть честной, может быть достойной, такой, о которой мы с вами и молимся на каждой службе: «Христианской кончины живота нашего – безболезненной, непостыдной, мирной мы с вами просим». Мы имеем образец такой мирной, безболезненной, даже славной кончины. И, конечно, хотелось бы, чтобы каждый верующий человек проводил свою жизнь так, как Пресвятая Богородица в последние годы своей жизни – в молитве, в посте. Почему Успенский Пост и устанавливается — в воспоминание об этом периоде ее жизни. Чтобы мы с вами также служили Богу как Она: смирением исполнением Его воли. Чтобы мы с вами были также приклонены к просьбам других людей, с любовью им помогали, как Она.

И, конечно, не будет в презрении такая жизнь, такое старание, и мы с вами тоже сподобимся кончины мирной, честной, когда люди будут с благодарностью вспоминать нашу с вами жизнь. И самое главное, — мы с вами приобретем новое рождение, уже в жизнь вечную. Аминь.

Проповедь произнесена в храме прп. Иоанна Рыльского в Минске.

Запись текста: Иоанн Румчик.


Назад к списку