"Мы надеваем на себя крест в знак следования за Христом". Проповедь в день Воздвижения Креста Господня, 27 сентября 2015 г.

священник Алексий Хотеев

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

В сегодняшний воскресный день мы празднуем Воздвижение Креста Господня.  К названию этого праздника иногда добавляют Всемирное Воздвижение. Тем самым указывает на значение события.

Можно сказать, что обретение Креста и строительство храма Воскресения в Иерусалиме положило начало восстановлению многих Христовых людей во многих областях Римской империи и впоследствии в других странах.

Это Воздвижение является знаком торжества веры христианской. Не в смысле количественном – ведь в то время, когда был найден Крест, христиане составляли только 1/10 часть, а то и меньше, от населения Римской империи. И в дальнейшем, общее число христиан не сразу превысило количество противников веры, даже в Европе. Но в смысле значения. Не случайно уже в V в. Сначала в Западной, а затем Восточной, Церкви появилась традиция отсчитывать начало христианской истории от Рождества Спасителя. Христианское мышление и культура стали преобладать.

Сейчас мы с вами живем в другое время. И, если присмотреться к тому, что движет большинством людей, какие идеалы, какие ценности почитаются, то мы должны понимать, что сегодня это постхристианская Европа. Это означает, что вера христианская уже не увлекает, она воспринимается многими как «пережиток», может быть,  даже и крещенными людьми. Символический язык церкви, —  действия, символика, — уже непонятны людям, и что самое грустное — люди не стремятся узнать о них.

То же самое можно сказать и об обществе в целом, имея в виду не только язык богослужения, а вообще, язык понятий. С одной стороны, мы видим, что люди не против веры. Но с другой, существует и неприязнь к Церкви. Это признаки постхристианского времени.

Безусловно, если говорить о культурном измерении,  для нас с вами никакого постхристианства не наступало. Но все же, хотя Церковь сейчас в обществе, но Она не обнимает его целиком, а только касается некоторой его части. В какой-то степени, мы с вами возвратились в эпоху, когда христиане не были большинством, когда христиан презирали, смеялись над ними. В какой-то степени нам сейчас все это тоже знакомо.

Но обратим внимание на слова, сказанные сегодня святым апостолом Павлом в чтении к Коринфянам: «Слово крестное для погибающих безумие (юродство) есть, а для нас, спасаемых, Сила Божия» (1 Кор. 1,18). Слово крестное это, конечно, слово о Христе, это Слово Евангельское. Слово Евангельское обладает силой. Эта сила созидает, если можно так выразится, всего человека, из ветхого делает новым. И святой апостол Павел прямо говорит, что «нечем мне более хвалиться, но только Крестом Господа» (Гал. 6,14).

Кстати, заметим: вот слово о Христе. Это не просто слово о любви, такое располагающее, –«меня любят, ради меня что-то делают, я уже спасен». Такие, так сказать, разные «соусы» можно приготовить для того, чтобы привлечь внутренний вкус человека, расположить, заманить его. Так поступают многие неопротестантские проповедники. Чтобы увлечь современного человека, они делают акцент не столько на Крест Христов, сколько на отношения Бога с человеком, такое приятное, ласкающее наше внутренне чувство отношение.

Но святой апостол Павел обращает внимание именно на Крест. «Тако возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Отдал – значит, в жертву дал, принес в жертву. Эта жертвенность, должна нас пробуждать, ведь если за нас принесена Жертва, то и наша жизнь тоже должна стать ответной жертвой!

 Это важная сторона Православной веры, что мы с вами вступаем на крестный путь, идем за Христом. Идем не на какое-то радостно-воодушевленное шествие, вроде какого-то триумфа, какой-нибудь демонстрации или что-либо в этом роде, а это именно крестное шествие. То есть, обречение себя на труд, на перенесение тягот, следование за Христом, как путь через тесные врата.

Ведь Крестная жертва принесена за многих, но не многие идут за Христом. Вот в каком смысле мы с вами крест носим. У всех у нас он на груди – это обычай. Но мы носим крест не для украшения и даже не для того, чтобы все видели, что мы верующие люди, ведь мы крест прячем, не напоказ носим. Этим мы в своем роде исполняем слова Господа: «Кто хочет следовать за Мною, да возьмет крест свой» (Матф. 16,24). Показываем, что мы услышали Его призыв. Мы надеваем на себя крест в знак следования за Христом, но он должен быть и внутренним знаком для нас самих, не для внешних людей, а для нас.

Вот, мы взяли крест, носим на себе и помним, что это знак нашего согласия принять все посылаемое нам свыше.  Все трудности, все заботы мы принимаем по примеру Христову. В этом важный нравственный смысл крестоношения, мы с вами становимся крестоносцами.

Как и апостол Павел говорит: «Я язвы Господа моего на теле моем ношу» (Гал. 6,14). Возможно, в этих словах и нет прямого указания на обычай носить крест, он, скорее, более позднего происхождения. Но он согласен с текстом Священного Писания, это слово библейское мы просто исполняем зримо. И важно, чтобы мы с вами не упускали и смысла этого обычая.

Итак, вступая на путь христианской жизни, мы следуем за Христом. Заметим интересную деталь: в чине крещения так спрашивается—«Сочетаваеши ли ся (сочетаешься ли) Христу?»  И крещаемый или крестные говорят: «Сочетаваюся», то есть соединяюсь, следую за Христом. Как и в Новом Завете говорится: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Вот такие стороны открывает нам осмысление сегодняшнего праздника, не просто как исторического события, но как события символического, как события, имеющему отношение к каждому из нас, не только к тем людям, которые Крест обрели, подняли Его для поклонения, поставили в храме и почитали Его. Но и для нас. Мы с вами Крест Христов носим, Христа исповедуем не только и даже не столько словесно, сколько именно крестоношением, как внутренним согласием следовать за Христом, исполняя Его заповеди.

Когда некоторые ученики отошли от Господа после проповеди о Хлебе Жизни, то иные остались, самые ближайшие двенадцать апостолов, в частности. И Спаситель спросил у них: «Не хотите ли и вы отойти?» Слово же жесткое было сказано. А они ответили: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Иоанн. 6, 68). И мы с вами должны помнить эти глаголы о вечной жизни и стремится к ним.

Аминь. 

Проповедь произнесена в храме прп. Иоанна Рыльского в Минске.

Запись текста: Иоанн Румчик


Назад к списку