«Наполнение храма – это молитва». Проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 2015 г.

священник Алексий Хотеев

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Празднуя сегодня праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы отмечаем событие историческое. В храме Божием является Та, Которая Сама скоро станет Храмом. Бог явится во плоти, и это соединение, эта встреча Храма ветхозаветного с Храмом новозаветным и есть для нас повод для празднования.

В сегодняшнем чтении апостольском из послания к Евреям (Евр. 9, 1-7) мы с вами слышали некоторое напоминание о священнодействе, об устройстве храма Иерусалимского. Надо сказать, что у этого храма была продолжительная история. Трижды он перестраивался или восстанавливался, расширялся. Тот храм, который описан в книгах библейских, храм Соломонов, был по размерам относительно небольшой, но в нём было самое главное. В нём были Скрижали Завета – величайшая святыня народа израильского. Мы знаем из истории, что в 586 году до н.э. Иерусалим был взят и разрушен вавилонским царём, и эта главная святыня – Скрижали Завета – исчезла. После возвращения из плена храм был восстановлен (в 516 году до н. э.), но он уже был пуст в этом отношении. В нём совершались жертвоприношения по предписанному закону, во время богослужения там пели левиты и их жены, звучала богослужебная музыка – в трубы трубили, — собирался народ на великие праздники. Но Иудейское царство переходило из рук в руки. Разные правители, подчинявшие себе Восток и Палестину, привносили разные чуждые учения.

Накануне Пришествия Господа Иудея получила некоторую самостоятельность в правление Ирода Великого. В Евангелии, как мы знаем, он изображается как человек жестокий и завистливый (Мф. 2, 1- 23), что соответствует действительности. Помимо этого, это был человек, любящий себя, любящий прославления других и стремившийся оставить после себя громкую славу. И вот он решился на такое грандиозное дело, как обновление Иерусалимского храма. Площадка храмовая была расширена,была дополнительно привезена земля, – храм, как мы знаем, находился на горе, — расширена площадь самого храма, добавлены галереи, в которых те самые меновщики и продавцы жертвенных животных устроили свои места, и даже снаружи они имели часть пространства у стены храма.

Во внутренней же части были устроены галереи для новообращённых. Одна из них в Священном Писании вспоминается как притвор Соломонов, где Христос нередко учил (Ин. 10, 23). Сам же храм был под открытым небом. Это открытая площадка, крышей которой было само небо, и посередине этой площадки находился собственно храм, из двух частей состоящий. Иудейские учителя любили сравнивать его со спящим львом — по форме храм напоминал это животное. Перед входом была большая завеса, на которой было изображено звездное небо и гроздья винограда. Перед этим зданием храма находился жертвенник, на котором приносили в жертву животных, и во время этого действия исполнялся псалом. Само жертвоприношение производилось в три этапа, и, соответственно, псалом тоже исполнялся с перерывами, во время которых само действие – жертвоприношение — совершалось в торжественной тишине.

Мы можем себе представить мощь хора, который звучал тогда, четыре тысячи голосов в него входило, еще и музыкальные инструменты; не зря говорили, что это громогласное богослужение было слышно и в Самарии. Ирод Великий украсил здание разными плитками,серебряными и золотыми украшениями, храм переливался, сверкал на солнце. Не зря ученики Христа говорили: «Посмотри, какие камни, какие здания!» (Мк. 13, 1). Вот как раз в то время, когда храм таким образом перестраивался (это длилось десять лет), вероятнее всего и была приведена туда Святая Отроковица. И, возможно, как раз по времени, когда храм был уже освящён, Она была обручена Иосифу, который, как мы знаем, по профессии своей был плотник и, наверное, находился в числе работников, которые привлекались для обновления и расширения Иерусалимского храма. Может быть, он выделялся своим благочестием, был замечен учителями иудейскими и, соответственно, поэтому был рекомендован для брака с отроковицей, воспитанной при храме.

Вот что мы можем сказать или добавить к тому апостольскому описанию, которое мы слышали в сегодняшнем чтении. Мы знаем, что Христос бывал в храме Иерусалимском, что Он постыдил торжников, которые наполнили вот эту священную тишину воплями животных и своими торгашескими возгласами (Мф. 21, 12-13). Мы знаем, что и первые христиане также, собираясь по домам, не оставляли и храма, ходили в него регулярно, были благочестивыми людьми и в этом, ветхозаветном, смысле.

Но в 70-м году в ходе восстания иудейского против Рима Иерусалим был взят, а храм разрушен. В начале II века на его месте вообще был построен языческий храм. А в 631-м году мечеть, — и с того времени на Храмовой горе стоит мечеть.

Всё это может служить подтверждением слов Христовых: «Се оставляется дом ваш пуст» (Мф. 23, 38; Лк. 13, 35). Слова эти были сказаны в последний день пребывания Христа в храме. Вскоре последовал Его арест, суд, расправа. И мы должны в этих словах увидеть важное для нас значение, — что храмы строятся, как говорит святой Феофилакт Болгарский, для людей. И если люди не ведут благочестивый образ жизни, тогда существование их храмов становится бессмысленным, и Бог тогда оставляет храмы.

Вот это мы с вами должны помнить, заботясь не только о внешнем украшении храмов наших, об их чистоте и великолепии; но более всего должны мы с вами помнить о том, что наполнение храма – это молитва, это усердие наше в богослужении. И, конечно, это Таинства, которые совершаются в храме, для которых само здание устраивается и существует. А наша где-то неверность или безразличие, или неблагоговение не только приносит нам вред, но и помрачает самый смысл существования храма, оставляет его пустым по своему наполнению. Что мы в общем-то можем и видеть. В иных храмах, хотя и красивых, людей мало. Такой храм при всём своем великолепии, убранстве, богатой символике остается всё-таки ненаполненным пустым зданием.

Посему, будем усердными, будем помнить и брать пример со Святой Девы, Которая не просто ходила в храм на богослужения как мы, но жила в нём. Она более, чем мы, была при храме, саму жизнь свою отдала внутреннему устроению души, единению с Богом. Не случайно именно такая благочестивая Отроковица была избрана Богом для служения Промыслу Божию, для Рождения Спасителя. Аминь.

Проповедь произнесена в храме прп. Иоанна Рыльского в Минске.

Запись текста: Иоанн Румчик.


Назад к списку