"Явилась благодать Божия". Проповедь в день Крещения Господня, 19 января 2016 г.

священник Алексий Хотеев

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

«Явися благодать Божия спасительная всем человеком»,  — эти слова из богослужения нашего в праздник Крещения хорошо отражают смысл празднуемого события (Тит. 2, 11). Ибо в основе лежит, конечно, событие: Христос появляется на Иордане, чтобы принять Крещение от Иоанна.

Собственно, к Иоанну приходили многие люди, исповедуясь в грехах своих, и погружение в воду было знаком их прощения. Мы знаем, что до сих пор у иудеев существует традиция совершать различные омовения в знак очищения. Но покаяние, которое проповедовал Иоанн Креститель, не было покаянием ради того, чтобы люди только познали грехи, которые совершили в прошлом. Они должны были перемениться, это покаяние должно было означать новое рождение этих людей, возрождение, восстановление прежнего светлого образа жизни. Христос же не имел греха, то есть не имел нужды приносить покаяние и принимать в знак очищения в грехах омовение. Но Он пришёл, и, как иные, принял крещение Иоанново во Иордане.

Здесь у нас возникает вопрос вполне естественный: почему, зачем Он это сделал? Более того, этот вопрос даже у самого Иоанна Предтечи возникает, который останавливает Христа и говорит, что «не я должен Тебя крестить, а я сам должен от Тебя креститься». Далее же мы слышим свидетельство евангельское о том, что после Крещения явился Дух Божий в виде голубя и глас с небесе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф. 3,13–17).  Вот для чего и было это событие.

Иоанн Предтеча почему называется Предтечею? Потому что он предшественник, его цель – приготовить дорогу для Следующего. Он пророк, он пророчествует о Явлении Мессии. И, конечно, важно, чтобы он не только пророчествовал, как и многие другие пророки до него, но и засвидетельствовал о том, что Спаситель пришёл в мир, как сам Иоанн Предтеча и сказал: «Стоит среди вас есть некто, Которого вы не знаете, Которому я недостоин развязать и сандали» (Ин. 2, 26-27). Вот это Иоанново свидетельство очень важно. Он праведник, он великий пророк. «Из рожденных женами, — говорит Спаситель, — не было более Иоанна Крестителя»(Мф. 11, 11). И он, почитаемый в народе, строгий проповедник покаяния, познаёт Христа и указывает на Него. В этом и смысл Крещения заключается. Оно означает указание на Христа, как на Мессию, как на Сына Божия возлюбленного.

Поэтому в ряду других событий евангельских мы его выделяем особенно. Это праздник двунадесятый, мы его отмечаем более торжественным богослужением и постом. Конечно, для того, чтобы это событие сделалось для нас более явным, есть традиция освящения воды. К сожалению, для очень многих людей Крещение – это своего рода праздник воды, и, наверное, очень многие смутно представляют себе, почему это освящение совершается, для каких целей. Между тем, это освящение имеет некоторое прикладное значение. Не праздник Крещения для освящения воды, а освящение воды для того, чтобы полнее выразить смысл праздника.

Собственно, это освящение было некогда связано с тем, что люди из храмов шли на источники, или на ручьи, или на реки и там совершали это освящение. И образ Христа, распятого на кресте, погружался в воду. То есть, это не что иное было, как некое повторение и символическое изображение, иллюстрация Крещения Господа. Почему и появилась такая фраза «Ходить на Иордан», и сама прорубь называлась «Иордань».

Кроме того, у этого обычая (освящения воды) есть ещё одно происхождение. Оно будет даже более древнее. В самый день праздника освящение воды стало совершаться не сразу. Мы привыкли к тому, что в самый день праздника Крещения совершается освящение, а первоначально оно было перед праздником, в Крещенский сочельник. И это освящение совершалось для тех, кто готовился принять Святое Крещение. Почему у праздника Крещения, Богоявления есть и ещё одно название – Просвещение. Люди взрослые в древней Церкви готовились ко крещению определённое время. Никто не приходил сразу, не заявлял: «Я хочу креститься», - и его тут же крестили. Было ещё приготовление, когда человеку рассказывали об основах веры христианской. Это устное наставление называлось оглашение, почему такие люди называются оглашенными, оглашаемыми.

Далее эти люди обязательно посещали богослужение. Они должны были видеть, как христиане молятся, как они живут, и исполнение норм христианской нравственности, которые проповедуются. Вот представим себе, какой в наше время произвело бы соблазн, если мы в храме видели бы человека одним: молящимся, таким сосредоточенным,— а вне храма видели бы совершенно иным: рассеянным, подверженным стихиям мира сего, всем страстям. Понятно, что если мы видим такого христианина, наверное, вряд ли захочется следовать его примеру, и, наверное, это не располагает к принятию христианской веры в целом.

Почему в древности к такому делу, как дисциплина христианская, относились более серьёзно, требовательно. И не всякий человек, который был крещёным, считался тут же и примерным христианином. Но только после того, как он своей жизнью засвидетельствовал о вере.  Почему следили строго, если человек согрешал, и это согрешение делалось известным, то такого человека могли отрешить от общения, не разрешить ему вступить в храм, а молиться перед храмом. Таких людей тоже называли оглашенными. Они каялись в своих грехах. Вот это есть важная историческая сторона освящения воды в праздник Крещения.

В наше время прийти в храм просто. Собрался, двери открыты, храмов достаточно. И то, чему научены, что слышали, то легко делается: ставятся свечи, совершается крестное знамение. Но зачастую смысл происходящего в храме остаётся неясным. Человек только где-то внутренне что-то чувствует, но, к сожалению, не всегда это чувство развивается. И так человек, скажем так «помявшись» немножко в храме, уходит. Может быть, с чувством, что сделал что-то хорошее, но вряд ли ещё с осознанием того, что  же здесь было. И в сегодняшний день хотелось бы обратить внимание ваше на очень важные слова апостольские из Послания к Титу, что «явилась благодать Божия». Мы говорим о Богоявлении. Конечно, и Явление Христа, Сына Божия во плоти, и Духа Святого, и голос «Отечь» – всё свидетельствует о Святой Троице.

Но вместе с тем и другая здесь есть сторона, и это тоже связано с нашим обычаем освящения воды. Благодать Божия является. Что это такое - Благодать Божия? По объяснению учения церковного, это сила Божия, необходимая для спасения всякого верующего человека. Это то вдохновение, благодаря которому мы с вами действуем по-христиански. Это та сила, которая укрепляет нашу с вами волю исполнять заповеди Божии. Это та сила, которая направляет нас к знанию христианского учения. И эта сила, вся немощная человеческая врачующая, имеет свой образ. Этот образ – вода. Нам вода необходима каждый день. И Благодать Божия тоже необходима нам каждый день. Как без воды мы бы мучились и терзались, и организм бы наш ослаблялся, так точно душа наша без Благодати Божией ослабляется и истощается, становится немощной. И мы в сегодняшний день освящаем воду, как знак того, что Благодать Божия, эта небесная помощь нужна нам, так же необходима, каждодневно необходима, как вода. Мы берём с вами, черпаем святую воду и пьём её. Каждый день пьём.

Но мы это делаем не ради того, чтобы всё омыть водой,

 а для того, чтобы вот это осознанная нами необходимость была реализована. Мы с молитвой всё делаем, мы воду пьём, а вместе с тем молим, чтобы Благодать Божия к нам пришла, чтобы силы наши окрепли, чтобы духовная жизнь, которая много усилий требует, нами совершалась. Для того и освящается также вода сегодня,  и об этом явлении Благодати Божией мы тоже должны с вами помнить. Аминь.

Проповедь произнесена в храме прп. Иоанна Рыльского в Минске.

Запись текста: Иоанн Румчик.

 


Назад к списку