Выступление на Лавришевских чтениях 16 октября 2014 года
Согласно церковным канонам, митрополит, как глава церковного округа, имеет право рассылать по епархиям грамоты, собирать соборы для избрания и посвящения епископов, а также суда над ними, обозревать епархии своей митрополии, принимать апелляции на суд епископов, утверждать их важнейшие решения[1]. Однако в начальный период истории Русской Церкви митрополиты, как подмечено, фактически не могли использовать все свои права, будучи ограничены властью княжеской или решением веча[2]. Влияние светской власти сказалось и в самих ранних попытках разделения Русской митрополии: при Ярославичах в 1070-1080-х годах существовали митрополии в Переяславле и Чернигове[3], в 1162 г. князь Андрей Боголюбский пытался учредить митрополию во Владимире. Те же княжеские мотивы проявили себя в XIV в. учреждением митрополии в Галиче и Новогрудке. Впрочем, с XIV в. в деле разделения Русской митрополии дают о себе знать не только внешние побуждения государственного престижа, что составляет предмет отдельного рассмотрения.
В источниках того времени, главным образом летописях, к сожалению, очень скудно освещена деятельность епископов и митрополитов, поэтому затруднительно представить те или иные ее аспекты с желательной полнотой. Вместе с этим, представляется актуальным для изучения церковной истории на белорусских землях рассмотреть имеющиеся данные о канонических отношениях западнорусских епископов (собственно Полоцких и Туровских) с Киевскими митрополитами в период единства Русской митрополии в условиях княжеских междоусобиц, союзов и разделений в Киевской Руси.
Нужно сказать, что точно установить время учреждения епархий в Полоцке и Турове при нынешнем состоянии источников затруднительно. Известный памятник русского летописания XVI в. Никоновская летопись представляет открытие епархий при князе Владимире как действие по определенному плану: в 992 г. митр. Киевский Леон поставил епископов в Новгород, Чернигов, Ростов, Владимир (Волынский), Белгород «и по иным многим градом», причем князь Владимир «во всех княженьях соборные церкви епископам сотворил», руководствуясь в своих распоряжениях греческим номоканоном[4]. Ссылаясь на эту запись, известный церковный историк проф. Е.Е. Голубинский считал вероятным учреждение кафедр в Полоцке и Турове при князе Владимире[5]. В таком случае естественной датой является 992 г[6]. Впрочем, для Туровской епархии есть альтернативная дата — 1005 г. с упоминанием еп. Фомы[7]. Следует помнить, что это только вероятные предположения. Становление церковной организации было делом не единовременным и продолжалось не одно десятилетие. Первое датированное упоминание Полоцкого епископа относится к 1105 г. (посвящение св. Мины)[8], а Туровского — к 1144 г. (посвящение Акима)[9].
Известный историк-краевед А. Сапунов находит сведения о девяти Полоцких архиереях до 1300 г.: о св. Мине, Илии, Косьме, св. Дионисии, Николае, Владимире, Алексии, св. Симеоне и Иакове[10]. Для Турова в этот же период другой краевед, А. Грушевский, находит упоминания о шести архиереях: о Симеоне, Игнатии, Иоакиме, Георгии, св. Кирилле и св. Лаврентии.[11] Некоторые уточняющие данные об этих епископах можно найти у российского специалиста по истории Русской Церкви Я.Н. Щапова[12].
Согласно канонам, посвящение русские епископы принимали от митрополита. В знак своего почтения они называли его своим «отцом» и принимали благословение. По прибытии каждого нового митрополита все епископы приходили к нему «поклониться и благословиться», как видим это на примере еп. Ростовского Нестора в 1156 г.[13] В это же время в числе прочих «с честью» принимал в Киеве митр. Константина и не названный по имени Полоцкий епископ[14]. Вероятно, то был Косьма[15].
Здесь уместно вспомнить об одном историографическом курьезе, а именно, мнении современного белорусского историка С.В. Тарасова, об автокефальном существовании «Полоцкой Церкви». Автор гипотезы аргументирует ее ссылкой на то, что в 1092 г. Полоцкий еп. Никифор, родом грек, был поставлен Киевским митрополитом, а в Полоцке этот Никифор появился якобы по решению Константинопольского патриарха в обход прежнего Киевского митрополита, что означает, по мнению С.В. Тарасова, непосредственные отношения Полоцка и Константинополя. Показательно замечания автора, что до него никто будто бы не обращал внимания на греческое происхождение Никифора[16]. Можно понять ангажированность этого историка, увлекшегося в 90-х годах конструированием идей независимости и суверенитета. Сообщение о самостоятельном по одному приказу великого князя (!) поставлении на Киевскую кафедру грека Никифора из Полоцка в 1092 г. находится в «Истории» В. Татищева[17]. Сообщение это баснословное и совершенно невероятное, о чем писал еще Е. Голубинский[18]. Во-первых, в летописи прежде Никифора упоминается Николай под 1097 г.[19]. Во-вторых, известно время восшествия на кафедру митр. Никифора I – 18 декабря 1104 г.[20]
В Никоновской летописи утверждается, что первые митрополиты жили в Переяславле и там поставляли епископов[21]. Затем обычным местом посвящения стал Киев. Исследования последнего времени, как известно, трактуют эту проблему несколько иначе, а именно, что Киев изначально был местом пребывания митрополитов, а в Переяславле митрополия была временной, хотя епископов там, видимо, действительно поставляли (например, в Ростов)[22]. Так или иначе, но епархии Полоцкая и Туровская неизменно подлежали юрисдикции Киевского митрополита.
Поскольку пространства Русской Церкви были велики, и созывать всякий раз на хиротонию достаточное число архиереев было затруднительно, относительно недалеко от Киева были учреждены кафедры в Белгороде (сейчас село Белогородка в 31 км. от Киева) и Юрьеве (г. Белая Церковь в 86 км.)[23]. Это были места великокняжеских резиденций. Впрочем, в совершении архиерейских хиротоний участвовали не только епископы Белгородский и Юрьевский. Например, при поставлении Ростовского епископа в 1231 г. с митр. Кириллом упомянуты Порфирий Черниговский и Алексий Полоцкий[24].
Определение кандидата на епископскую кафедру совершалось избранием, как говорится об этом под 1185 г. в Лаврентьевской летописи, «егоже Бог позовет и Святая Богородица, князь восхочет и людие»[25]. Как можно видеть в случае с посвящением на Ростовскую кафедру Николая Гречина, которого, по сообщению летописца, митр. Никифор II поставил «на мзде» (вероятно, на мзде самого кандидата), решение митрополита не было обязательным для сильного Суздальского князя, в данном случае Всеволода Юрьевича по прозвищу Большое Гнездо. «Неволею великою» митрополит посвятил в сан епископа Ростовского игумена Луку из монастыря Спаса на Берестове. Неугодного же князю Николая Гречина митрополит определил епископом в Полоцк[26]. Поскольку Печерский монастырь пользовался в Древней Руси особенным вниманием княжеских фамилий, выбор «князя и людей» в деле избрания епископа нередко останавливался на иноках этой обители[27]. По свидетельству еп. Владимирского Симона, св. Мина Полоцкий и св. Лаврентий Туровский были из Печерского монастыря[28]. Связь еп. Туровского Лаврентия с Печерским монастырем подтверждается и его участием в выборе и поставлении в игумена этой обители священника Василия в 1182 г.[29] Можно полагать, что примеры были не единичными. Местное предание относило к печерским инокам и св. Дионисия еп. Полоцкого[30]. Конечно, получали посвящение и другие кандидаты, в том числе, местные уроженцы. Например, св. Кирилл Туровский[31].
Относительно участия западнорусских епископов в церковных соборах необходимо заметить, что сведений о них очень мало[32]. В Правилах митр. Иоанна II († 1089) есть указание, что епископа, не послушавшего своего митрополита и не прибывшего на собор, нужно «посварити отеческим наказанием»[33]. Можно предполагать, что епископы из Полоцка и Турова без нужды не уклонялись от этой обязанности. Например, они вместе с другими епископами внесли имя прп. Феодосия Печерского в святцы по решению митрополита в 1108 г.[34] Западнорусских епископов не находим среди тех иерархов, которые в 1147 г. решились на самостоятельное поставление на Русскую митрополию Климента Смолятича[35]. Правда, униатский историк И. Кульчинский настаивал, что на этом соборе был еп. Туровский Дамиан, который в летописи якобы ошибочно назван еп. Юрьевским Дамианом[36]. На соборе 1169 г., если прямо истолковать слова жития, свт. Кирилл еп. Туровский выступил с обличением еп. Ростовского Федорца по волнующему Русскую Церковь вопросу о разрешении постов в господские праздники[37]. В определении Владимирского собора 1274 г., который, судя по названию, был собранием четырех епископов во главе с митрополитом для поставления на Владимирскую кафедру Серапиона, назван среди участников еп. Полоцкий Симеон[38].
В качестве далеко не единичного примера, указывающего на пренебрежение князьями каноническими правами митрополита в ходе междоусобной борьбы, можно обозначить нападение киевского князя Изяслава Мстиславича на дядю своего Вячеслава Владимировича в Турове. Причем из Турова был выведен еп. Иоаким, сторонник князя Вячеслава[39]. Сделано это было без какого-либо соборного суда или санкции Киевского митрополита.
Нужно отметить еще любопытное известие В. Татищева о попытке Новгородского епископа Луки вместе с титулом архиепископа добиться от митр. Иоанна в 1165 г. власти над епископами Смоленска и Полоцка[40]. Митрополит титул новый утвердил, а на увеличение юрисдикции Новгородского владыки не согласился. Известие это, само по себе вероятное, хотя вместо Луки в новгородских источниках фигурирует Дионисий[41].
Со времени митр. Кирилла III (1249—1281) отношение центральной церковной власти к своим обязанностям меняется. Если до монгольского нашествия Киевские митрополиты практически не объезжают другие епархии, то теперь они подолгу оставляют Киев, посещают Владимир-Залесский, Ростов, Новгород, Владимир-Волынский. О митр. Кирилле Никоновская летопись прямо говорит: «Ушел из Киева по обычаю своему и проходил грады всей Руси, учил, наказывал, исправлял»[42]. На погребение его в Киеве в 1281 г. уже собрались все русские епископы[43].
Можно думать, что в ранний период истории Русской Церкви епископам была предоставлена значительная доля самостоятельности в управлении епархией. Раз поставленные в определенный город или удел они оставались там до конца своего служения, не переходя с одной кафедры на другую. Митрополиты, видимо, не вмешивались в дела епархиального управления, довольствуясь собраниями епископов для решения насущных церковных вопросов. От кандидата в епископы ожидали высоких нравственных достоинств, почему особым вниманием пользовались постриженики Киево-Печерского монастыря. Не известно ни одного конфликта Полоцких и Туровских епископов с Киевскими митрополитами в указанном периоде. Их деятельность вполне укладывалась в привычные рамки канонических отношений того времени.
16.10.14. священник Алексий Хотеев.
[1] Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 183—184, 192.
[2] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1997. Т.1. Ч.1. С. 294—296. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2009. С. 33—35.
[3] Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси в X—XIII вв. М., 1989. С. 56—62.
[4] Полное собрание русских летописей в 39 томах. Т. 9. Никоновская летопись. СПб., 1862. С. 65.
[5] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1997. Т.1. Ч.1. С. 334.
[6] Лысенко П.Ф. К вопросу об учреждении Туровской епархии // Вестник Белорусского Экзархата: Альманах. Т.4. Тысячелетие Туровской епархии: материалы XI Минских епархиальных чтений. Под ред. А.А. Петрашкевича. Мн., 2005. С.17—23.
[7] Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси в X—XIII вв. М., 1989. С.43.
[8] Русские летописи в 12 томах. Т.12. Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001. С. 270.
[9] Русские летописи в 12 томах. Т. 11. Ипатьевская летопись. Рязань, 2001. С. 225.
[10] Сапунов А. Витебская старина. Витебск, 1883. Т.1. С. 518—520.
[11] Грушевский А. Пинское полесье. Киев, 1901. Ч. 1. С. 73—78.
[12] Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси в X—XIII вв. М., 1989. С. 207—208.
[13] Полное собрание русских летописей в 39 томах. Т. 9. Никоновская летопись. СПб., 1862. С.207.
[14] Русские летописи в 12 томах. Т. 11. Ипатьевская летопись. Рязань, 2001. С. 333.
[15] Сапунов А. Витебская старина. Витебск, 1883. Т.1. С.518—519.
[16] Тарасаў С. Адкуль пріыйшло хрысціянства на Беларусь? // З гісторыяй на “Вы”: Публіцыстычныя артыкулы. Вып. другі. \ Уклад. У. Арлоў. Мн. 1994. С.84—85.
[17] Татищев В. История Российская. М., 2003. Т.2.С. 118.
[18] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1997. Т.1. Ч.1. С.287. Примеч. 3.
[19] Русские летописи в 12 томах. Т.12. Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001. С. 254.
[20] Там же. С. 270. См.: Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси в X—XIII вв. М., 1989. С. 195.
[21] Полное собрание русских летописей в 39 томах. Т. 9. Никоновская летопись. СПб., 1862. С. 116.
[22] Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси в X—XIII вв. М., 1989. С. 61.
[23] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1997. Т.1. Ч.1. С. 337,339.
[24] Русские летописи в 12 томах. Т.12. Лаврентьевская летопись. Рязань, 2001. С. 434.
[25] Там же. С 371.
[26] Русские летописи в 12 томах. Т. 11. Ипатьевская летопись. Рязань, 2001. С. 425.
[27] Постриженики Печерского монастыря, видимо, стремились быть похороненными в этой обители даже если уходили в другой монастырь или архиерейскую кафедру. В послании иг. Поликарпа архим. Печерскому Акиндину есть такие слова о печерских святых: «Блажен, кто удостоится быть положенным с этими святыми; блажен и спасен, кто сподобится быть записанным с ними». Киево-Печерский патерик. Киев, 1991. С. 145. Неудивительно поэтому, что память о тех или иных святых белорусской земли хранилась веками в Печерском монастыре.
[28] Печерский патерик. Слово 14. Послание еп. Владимирского Симона Поликарпу. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/438062/ Дата доступа: 15.10.14.
[29] Русские летописи в 12 томах. Т. 11. Ипатьевская летопись. Рязань, 2001. С. 424.
[30] Мельников А.А. Путь непечален. Мн., 1992. С.23.
[31] Там же. С. 59.
[32] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 2. С. 397.
[33] Там же. С. 253.
[34] Полное собрание русских летописей в 39 томах. Т. 9. Никоновская летопись. СПб., 1862. С.141.
[35] Русские летописи в 12 томах. Т. 11. Ипатьевская летопись. Рязань, 2001. С. 241.
[36] Kulczynski I. Specimen Ecclesiae Ruthenicae. Romae. 1733. P. 115.
[37] Мельников А.А. Путь непечален. Мн., 1992. С. 65.
[38] Памятники древне-русского канонического права. // Русская историческая библиотека. Т. 6. СПб., 1880. С. 83.
[39] Русские летописи в 12 томах. Т. 11. Ипатьевская летопись. Рязань, 2001. С. 234—235.
[40] Татищев В. История Российская. М., 2003. Т.2.С.331.
[41] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1997. Т.1. Ч.1. С. 443.
[42] Полное собрание русских летописей в 39 томах. Т. 10. Никоновская летопись. СПб., 1885. С.157.
[43] Там же. С. 158.