У каждого своя «вера»…

Слова «вера» и «верить» употребляются очень широко: «вера» (религия), «вера» (чувство верующего), «принять на веру», «доверять кому-либо», «верить во что-либо» и т.д. Безусловно, у такого употребляемого понятия есть разные оттенки и смыслы. Верить можно друзьям, новостям, словам ученых, обещаниям политиков, законам и аксиомам. Без веры не бывает никакого обучения, т.к. чужой опыт и знания сначала принимаются на веру. В таком смысле «верить» значит «принимать за истину».

В советское время давалась примерно такая упрощенная трактовка религиозной веры: «согласие с определенными положениями без рассуждения или доказательства». Это не мудрено, ведь, во время богоборчества вера рассматривалась как смутное, фантастическое представление об окружающем мире и человеке. Однако попытки лидеров атеизма провести для верующих своеобразный «ликбез» с рассказами о вреде религии, ее «реакционной сущности», противоречивости ее заповедей и проч. не привели к исчезновению религии в обществе. Не помогли здесь и такие средства как насаждение атеистического миропонимания в школе, репрессии против духовных лиц, «демонстрации мощей» в музеях и закрытие храмов. Религиозное чувство оказалось неистребимым, более того, коммунистическая идеология сама им питалась, когда создавала свои священные дни, праздники и символику, культ своих героев, мавзолей и проч. Те же явления можно обнаружить в идеологии национализма (германский нацизм здесь самый показательный пример). Религиозность в тех или иных формах присуща человеку, в виде ли различных суеверий или атеистическом культе разума.

Религия иногда определяется как «вера в сверхъестественное бытие» (английский этнограф Э. Тайлор), вера в Бога, например. Определение это не совсем точное. Религия предполагает определенную практику веры, а не простое признание, что Бог (где-то) есть. Возможно, очень многие люди сделают такое признание («у меня Бог в душе»), но это не будет означать их религиозности. Веру иногда рассматривают как способ разрешения человеком предельных вопросов бытия (протестантский теолог П. Тиллих), вопроса о смысле жизни, например. Действительно, спасение души в христианстве есть наивысшая цель земной жизни. Однако веру нельзя свести к интеллектуальному интересу и философским размышлениям. В Православии — это гораздо большее, всеобъемлющее состояние души. Это своего рода внутреннее знание о сокровенном, внутреннее озарение, просвещение. В библейском понимании нет противопоставления: есть Бог — нет Бога (вообще). Предлагается иное: есть ты перед Богом или Его нет перед тобой. Это значит, либо человек помнит о Боге и Его заповедях и ведет свою жизнь так, как бы перед Лицом Божиим, или же он грешит, как в псалме сказано — «несть Бога пред ним» (Пс. 9,25). Таким образом, вера — это особое чувство присутствия Бога в душе человека, то, что переживает сердце и постигает разум.

«Я помню рассказ молодого человека. Как-то во время войны он шел ночью по городу, проходил по мосту. Он шел с опасностью для жизни; полная луна ярко освещала его путь, и он знал, что если его заметят, он будет просто застрелен на месте. И вдруг сознание Божиего присутствия охватило его с такой силой, с такой ясностью, что он остановился, забыв о грозящей опасности, и прямо посреди этого моста упал на колени и поклонился до земли — невидимому Богу, чье присутствие стало настолько ярко ощутимо, что он только и мог: до земли поклониться. Вот момент, когда можно сказать: он встретил Бога. Чувство присутствия Божия его бросило на колени, причем не раболепно, а в сознании, что это единственный способ Богу сказать: я Тебя почитаю, я Тебе поклоняюсь, я всю свою жизнь Тебе хочу отдать, если только смогу и если Ты мне поможешь!» (Митр. Сурожский Антоний. «Войду в Дом Твой»).

В том и видится задача христианина, чтобы «умножить веру», «стоять в вере», «ходить пред Богом», как говорится в Священном Писании. Это чувство должно стать постоянным, насущным. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11,1). Это чувство многое дает человеку: стойкость в испытаниях, целостность мировоззрения, смысл жизни. Безусловно, у каждого свой путь к такому внутреннему прозрению.

Священник Алексий Хотеев                             11.02.15.

Опубликовано: "Воскресенеие", №2, 2015 г.


Назад к списку