Церковная история г.Пинска в публикациях А.И.Миловидова

(выступление на Кирилло-Мефодиевских чтениях 27.05.15)

Хотеев Алексей, иерей, настоятель прихода в честь св. Иоанна Кронштадтского в г. Минске

Церковная проблематика постоянно присутствует в трудах археографа и библиографа Александра Ивановича Миловидова (1864—после 1933), уроженца Тульской губернии, выпускника МДА. Среди них можно выделить ряд публикаций, посвященных церковной истории г. Пинска. Представляется, что любая информация о тех или иных актах, старопечатных книгах, описях и каталогах, древних иконах, потирах и крестах, надгробиях с их эпитафиями содержащаяся в публикациях А.И. Миловидова, может оказаться полезной для изучения культуры древнего города на Полесье.

В общей сложности исследователем было подготовлено пять публикаций, касающихся церковной истории г. Пинска:

  1. «Церковно-археологические памятники города Пинска» (Реферат, прочитанный на Рижском Археологическом съезде 14 авг. 1896 г.) // Минские епархиальные ведомости. 1898. № 17. С. 483—498.
  2. «О положении Православия и русской народности в Пинском удельном княжестве и городе Пинске до 1793 года» // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1894. Кн. 4. С. 351—382.
  3. «Пинский Богоявленский, бывший братский монастырь. (Из истории Православия на Полесье)». // Виленский календарь на 1897 год. Вильна: Тип. Св.-Дух. Братства. 1896. С. 185—211.
  4. «Архив упраздненного Пинского Лещинского монастыря». // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1900. Кн. 2. С. 1—33.
  5. «Историческая легенда пинчуков о начале веры католической в Пинском крае». СПб.: Тип. Мин. Путей сообщения. 1909. — 15 с.

Часть материалов для этих изданий исследователь заимствовал из археографических изданий того времени: «Археографического сборника документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси», «Собрания древних грамот и актов городов Минской губернии» и особенно из «Ревизии пущ и переходов звериных» Г.Б. Воловича, к которой Виленская Археографическая комиссия приложила собрание привелеев дворян и священников Пинского повета. Здесь в актовых записях, привелеях и завещаниях упоминаются 14 церквей и 2 монастыря г. Пинска XVI—XVII вв. Следует заметить, что многое из этих данных уже было введено в научный оборот [1, №. 5, с. 145—157; № 6, с. 180—184; № 10, с. 316— 332]. Не заметно, чтобы А.И. Миловидов пользовался этими публикациями своих предшественников по изучению церковной истории Пинского края.

Интересно наблюдение автора, которое он сделал, сравнивая названия пинских церквей с именами пинских князей Ипатьевской летописи: «Обычай церковных строителей Древней Руси созидать церкви во имя своих святых патронов, наводят нас на мысль, по сопоставлению с другими данными, что эти князья были сами строителями тех церквей» [6, с. 16]. Поэтому название таких церквей как Дмитриевская, Юрьевская, Федоровская, Михайловская, Семеновская, известные уже в сер. XVI в. по писцовым книгам, могут указывать на их основателей из княжеской фамилии XIV—XV вв. [6, с. 71—73].

Конечно, более важны материалы А.И. Миловидова, впервые введенные в научный оборот. Это, в первую очередь, документальные источники из местных архивов:

  1. Архив упраздненного Успенского Лещинского монастыря. Это довольно древняя обитель, время основания которой трудно установить. Местное предание относит его к князю Владимиру Святославичу. Т. Нарбут со ссылкой на польских историков сообщает, что в 1263 г. в Лещинский монастырь около Пинска спасался сын Миндовга Войшелк из Лавришевского монастыря. Расцвет обители приходится на XVI в., когда пинские князья давали ему регулярные пожертвования, а Пинско-Туровские епископы здесь нередко проживали. В 1603 г. монастырь стал униатским, в 1639—1651 г. снова православным, затем в 1651—1667 г. за обладание монастырем велась тяжба, в исходе которой он был передан униатам. В последние времена унии обитель окончательно пришла в упадок, и в 1839 г. монастырь был упразднен, а его церковь сделалась обыкновенной приходской. Монастырский архив был разделен, часть его была передана в Петербург в Синодальный архив, часть — в Минск в архив Минской консистории. А.И. Миловидов описал оставшуюся при церкви часть. По его сведениям, в архиве было 20 связок из ок. 800 документов на «западно-русском» (старобелорусском), польском, латинском и русском языках. Имелась также старая опись. Древнейшими записями были копии жалованных грамот XVI в. Историк в течение двух лет описал 600 документов до XVIII в. включительно. Он разделил их по содержанию на три группы: церковно-исторические, экономические и судебные.

Описание готовилось автором к печати, но опубликованы были только краткие сведения об истории монастыря и его архиве с приложением пяти документов в качестве примера. Это Сдаточный инвентарь Лещинского монастыря дворянину Александру Плетенецкому после смерти еп. Пинского Леонтия Пельчицкого 1595 г., Жалоба архим. Лещинского монастыря Елисея Плетенецкого на «наезд» на монастырское село Овсемерово земского писаря Ивана Велятицкого в 1611г., Грамота Сигизмунда III о передаче монастыря воеводине Минской Василисе Сапежанке 1615 г., Инвентарь 1620 г. и обширная выписка из городских книг с перечислением королевских назначений (привилеев) на Лещинскую архимандрию в 1633-1669 гг.

  1. Архив Пинского Богоявленского монастыря. Монастырь был основан в 1614 г. на участке, принадлежавшем Раине Марковне Гарабурде, для православных монахов. В том же году был разорен местным униатским епископом Паисием Сахновским, по поводу чего в 1614—1618 г. велась судебная тяжба, закончившаяся в пользу унии. В 1633 г. по разрешению короля Владислава IV пинское православное братство приобрело право на восстановление Богоявленского монастыря на новом месте. При нем была учреждена также школа. В ходе штурма г. Пинска шляхетским войском Ельского и Мирского в 1648 г. Богоявленский монастырь сгорел, равно как и другие храмы со множеством домов. Однако он возродился в следующем году. В 1722 г. в ходе насильственной акции князя Вишневецкого монастырь был обращен в унию, а в 1723 г. возвратился в Православие благодаря вмешательству русского комиссара Рудаковского. В 1799 г. монастырь был совершенно уничтожен огнем и поэтому упразднен, но в следующем году был возрожден с переводом монахов Минского Петропавловского монастыря в здания бывшей иезуитской коллегии в Пинске. По ссылкам и упоминаниям А.И. Миловидова, документы, касающиеся истории Богоявленского монастыря находились в архиве Св. Синода в Петербурге, Виленском Центральном архиве, в документах Киевской духовной консистории, в архиве Минской духовной консистории, а также в самом монастыре [8, с. 196, 202—203, 205, 209].

Архивные документы содержали «писцовые пинские книги, древние планы, церковные инвентари» с упоминаниями, а иногда и с описаниями 14 (в XV в.), а затем 18 (в нач. XVII в.) церквей и 3 монастырей. По содержанию среди архивных документов можно выделить королевские назначения настоятелей монастыря, завещания пинских православных мещан, монастырские ведомости и инвентари, многочисленные жалобы на притеснения от униатов в сер. XVIII в. [7, с. 26, 53—54, 56, 58, 63].

В качестве unicum А.И. Миловидов отметил Протест пинского духовенства против унии 06.07.1596. с подписями и 18 печатями (подобных протестов со стороны низшего духовенства известно очень мало) [7, с. 39—40]. Важны также документы об учреждении в Пинске православного братства от Константинопольского патриарха и короля Владислава IV в 1633 г. [6, с. 48, примеч. 1]. Из жалобы иезуитов и объяснений игумена братского монастыря становится известно, что в школе при Богоявленском монастыре «мальцы учились польскому, латинскому и русскому письму» [7, с. 49].

Еще одно очень важное замечание исследователя касается документов духовного правления, которое было учреждено Пинской конгрегацией в стенах Богоявленского монастыря в 1791 г. Это правление («наивысшая консистория») должно было заведовать всеми православными церквями и монастырями Речи Посполитой. К сожалению, не известно, насколько полон был ее архив, но автор отметил, что он оставался в монастыре [8, с. 210, примеч. 3].

Из архива Пинского Богоявленского монастыря А.И. Миловидов опубликовал два интересных документа. Первый — Патриаршая грамота на учреждение Минского Петропавловского братства в 1620 г. (подлинник с печатью) [5, с, 11—15]. Второй — «Синодик благочестивых князей города Слуцка», начинающийся с Ольгерда во св. крещении нареченного Дмитрием [5, с. 15—17]. Эти материалы попали в архив Богоявленского монастыря, очевидно, в результате переселения насельников Минского Петропавловского монастыря в 1800 г.

  1. Архив Пинского Варваринского монастыря. А.И. Миловидов со ссылкой на исследование архим. Николая (Трусковского) говорит о нахождении документов этого монастыря в архиве Минской духовной консистории [7, с. 50, примеч. 3].

К группе письменных источников по истории пинских церковных древностей кроме актовых материалов в публикациях А.И. Миловидова относятся также данные о богослужебных книгах. Самые ранние из них — рукописные — происходят из Лещинского монастыря. Это отрывок из Евангелия XIV в. (по замечанию исследователя, хранился в Виленской Публичной библиотеке), Апостол XVI в. (хранился в Богоявленском монастыре) [9, с. 490], Кормчая XVII в. (хранилась в Виленской Публичной библиотеке). В последней книге была запись автора-переписчика базилианина Никодима о том, что он предпринял свой труд для «Лавры Жировицкой» в 1634 г. [7, с. 28, примеч. 2]. К XVII в. А.И. Миловидов отнес еще книги, написанные полууставом: три Минеи, сборник поучений св. Иоанна Лествичника и других отцов Церкви, рукописный Требник, нотный Ирмологий и униатский Служебник [9, с. 495]. В них ex libris написаны на «русском» языке, только одна запись — на польском (к. XVII в.).

Вещественные источники по церковной истории Пинска, отмеченные А.И. Миловидовым, это, прежде всего, чтимые иконы и предметы церковной утвари. В Лещинском монастыре почиталась древняя икона Успения Бородицы. В селе Купятичах возле Пинска почиталась икона Богородицы XII в., выполненная в виде креста-энколпиона [9, с. 484]. Исследователь отметил три иконы XVII в. (две из них в Богоявленском монастыре) изображающие Богородицу, Крещение Христа и Св. Троицу (т.н. «Троица Новозаветная»: Бог Отец в виде старца, Христос — младенца, Св. Дух — голубя). В них отчетливо видно влияние западной живописи (сюжетное подражание, художественное оформление, авторские фантазии). От того же времени, по свидетельству исследователя, сохранились три потира: два с надписями жертвователей, не совсем традиционного вида (в форме перевернутого усеченного конуса без боковых изображений), и один униатский — шарообразный с крышечкой, увенчанной крестом [9, с. 494—495]. Иконы XVIII в., которые А.И. Миловидов встречал в пинских храмах, еще более имели католические черты: ангелы в виде купидонов, апостолы в виде католических ксендзов с побритым теменем, Бог Отец в папской тиаре и сутане, Христос в кардинальской шапке, изображения Сердца Иисусова и др.[9, с. 497] Встречаются у автора также описания фресок бывшего иезуитского костела, а во время А.И. Миловидова соборного храма Богоявленского монастыря [9, с. 493].

В Пинске исследователю довелось стать случайным археологом. По решению городской думы в 1893 г. стали расчищать место на замковой горе под мясные ряды, при этом открылась часть фундамента древнего храма, который, согласно архивным записям, мог быть церковью св. Димитрия. А.И. Миловидов сумел только прикинуть размеры главной абсиды, заметить ориентацию на восток и датировать кирпич и кладку XVI в. При этих «раскопках» была найдена оловянная лжица, переданная ученым в Виленский музей, а также, предположительно, часть древней коцеи (ручной кадильницы), которая перешла в собственность одного ксендза [9, с. 487—488].

А.И. Миловидов обнаружил в Пинске и его окрестностях несколько надгробных плит с эпитафиями. Особенно интересна находка в поле недалеко от города надгробия еп. Кирилла Терлецкого, который был, как известно, похоронен в Луцке [9, с. 490, 496]. Здесь, вероятно, было его родовое имение, и по смерти известного униатского деятеля тут изготовили ему надгробную плиту, однако по каким-то причинам не доставили по адресу.

Исследователь обнаружил недалеко от Пинска два древних креста высотой примерно 1,5 м. и шириной ок. 70 см. Местное предание говорило, что они приплыли по Припяти из Киева и были установлены на месте крещения жителей, в документах они упоминаются с XVII в. [9, с. 490] Интересно, что в Турове также известны два креста, которые находятся сейчас в деревянном храме в честь Всех святых. В Турове также зафиксировано предание о крестах, приплывших из Киева [2, с. 379]. По свидетельству А.И. Миловидова один из них находился в часовне в с. Погост, а другой в часовне в с. Веревеница [7, с. 8, примеч. 1].

Источник, имеющий этнографическое значение, был обнаружен исследователем в архиве Виленского генерал-губернаторства. Он получил название «Легенда пинчуков о начале веры католической в Пинском крае». В Пинске А.И. Миловидов читал ее на польском языке в ветхой рукописи, а издал по русскому переводу из названного виленского архива [4, с. 1—2]. Это была часть дела о т.н. «упорствующих» м. Логишин близ Пинска. Издатель сообщил краткие сведения о православии жителей Логишина до сер. XVII в. и об обращении их в унию. После возвращение в Православие части жителей местечка в 1794 г., католические ксендзы в течение ряда лет сумели перевести оставшуюся часть униатов в латинский обряд. В результате общего воссоединения униатов и упразднения унии в Белоруссии и Литве в 1839 г. было предпринято разбирательство об имевших место переводах униатов в латинство. Всех их должно было обратить в Православие. Однако логишинцы не пожелали этого делать, и это послужило предметом долгого административного разбирательства. К одному из прошений оставить их в вере католической логишинцы приложили названную легенду. Католичество объявлялось здесь исконной верой пинчуков, которую принесли в Полесье, изгнанные из Испании евреи-христиане. В этом сочинении исторические лица и названия перемешаны таким образом, что, по словам, А.И. Миловидова, «разобрать приведенную легенду — это значит взять на себя нелегкий труд распутать клубок гнилых ниток… и все-таки не добраться до середины — узнать вероятную историческую правду» [4, с. 8]. Сам историк считал легенду произведением какого-нибудь ксендза, однако документ примечателен как «верование народа, за которое его вожакам пришлось испытать тюрьму и поселение», как «исповедь» целой области. В тексте приводится текст народной песни перед чтимым в костеле изображением Богородицы [4, с. 7].

Конечно, изучая летописи, сборники актов, архивные материалы, наблюдая иконы и фрески, читая эпитафии на памятниках церковной истории г. Пинска, А.И. Миловидов пришел к определенным выводам об истории края. Облик Пинска с течением времени менялся, и его вид в к. XIX в. был мало похож на то, что описывали документы до XVII в. Основанный выходцами из Турова в древнерусский период, он развился к удельной самостоятельности в ранний период истории ВКЛ и до нач. XVI в. сохранял свойственные русскому городу черты: замок, торговую площадь, полтора десятка православных храмов. Здесь была резиденция Пинско-Туровских епископов. Со времени правления в Пинске королевы Боны (с 1521 г.) в городской уклад было привнесено неведомое до этого разделение между католическими правителями и православными обывателями. Стали нарушаться патриархальные устои и нравы, занесенное из Польши культурное веяние стало находить себе местных подражателей. XVI—XVII вв. стали временем культурной и религиозной борьбы, в ходе которой жизнь города претерпела коренные изменения. Он приобрел типичные католические черты. На плане 1776 г. всего одна православная церковь и один монастырь, зато 6 костелов, 5 католических монастырей, 5 униатских церквей с 3 монастырями, 3 синагоги [9, с. 496].

Изыскания А.И. Миловидова в Пинске, можно сказать, завершают начальный этап изучения древностей города. Его публикации дают фрагментарные сведения, однако в них виден научный кругозор исследователя, умение делать обобщения. Исторические памятники не только описываются, но и систематизируются, критически изучаются и на основании исследования делаются выводы. Широкая программа действий, намеченная автором в статьях по истории Пинска (архивные  и археологические поиски, каталогизация и т.д.), к сожалению, не была реализована по причине назначения А.И. Миловидова на должность сотрудника Виленской публичной библиотеки. Следующим значительным шагом в изучении Пинщины стали работы А.С. Грушевского «Пинское Полесье: Исторические очерки» Ч. 1-2 (Киев, 1901—1903), в которых гораздо полнее собраны сведения по истории Пинска. Археологические исследования советского времени предоставили много новых вещественных источников по церковно-бытовой истории города.

В заключение можно сказать, что публикации А.И. Миловидова нуждаются во внимательном изучении, ценные сведения, в них содержащиеся, могут послужить отправной точкой для поиска исторических источников и таким образом принести пользу для церковного краеведения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Грудницкий В. прот. «Предисловие к летописи Пинского Федоровского собора, заключающее в себе сказание о гражданской и церковной судьбе г. Пинска» / В. Грудницкий прот. // Минские епархиальные ведомости, 1874. №. 5. С. 145—157; № 6. С. 180—184.

2. Живописная Россия. Литовское и Белорусское Полесье. Ред. П.П. Семенов. Мн.: Беларуская энцыклапедыя. Репр. — 550 с.

3. Миловидов, А.И. Архив упраздненного Пинского Лещинского монастыря. / А.И. Миловидов. — М.: Университетская тип. 1900. —33 с.

4. Миловидов А.И. Историческая легенда пинчуков о начале веры католической в Пинском крае. / А.И. Миловидов. СПб.: Тип. Мин. Путей сообщения. 1909. — 15 с.

5. Миловидов А. К истории западно-русских церковных братств. / А.И. Миловидов // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1896. Кн. 1. С. 11—15.

6. Миловидов, А.И. О положении Православия и русской народности в Пинском удельном княжестве и городе Пинске до 1793 года / А.И. Миловидов. // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1894. Кн. 4. — С. 351—382.

7. Миловидов А. О положении Православия и русской народности в Пинском удельном княжестве и городе Пинске до 1793 г. / А. Миловидов. М.: Тип. А.И. Снегиревой. 1894. – 73 с.

8. Миловидов А.И. Пинский Богоявленский, бывший братский монастырь. (Из истории Православия на Полесье). / А.И. Миловидов. // Виленский календарь на 1897 год. Вильна: Тип. Св.-Дух. Братства. 1896. — С. 185—211.

9. Миловидов, А.И. Церковно-археологические памятники города Пинска (Реферат, прочитанный на Рижском Археологическом съезде 14 авг. 1896 г.) / А.И. Миловидов // Минские епархиальные ведомости. 1898. № 17. С. 483—498.

10. Николай (Трусковский), архим. Историко-статистическое описание Минской епархии. / Н. Трусковский. СПб., 1864. — 315 с.

 


Назад к списку