Священник Алексий Хотеев
В текущем году мне довелось побывать несколько дней в Белостоке и познакомиться с православными храмами города. В этом городе не только хранится, но и приумножается духовное наследие, которое роднит его с Белой Русью. Здесь находятся более 10 православных храмов, среди них церковь Св. Духа, самый большой храм в Польше. Незабываемое впечатление оставляет также храм Св. Софии Премудрости Божией. Эта церковь была построена недавно, однако замысел строителей восходит ко временам полутора тысячелетней давности.
Идея строительства родилась у митр. Варшавского Василия, архиеп. Белостокского Саввы и настоятеля храма Всех святых в Белостоке о. Александра Хилимонюка во время возвращения в Польшу из Стамбула в 1986 г. В ходе своего визита в Турцию гости посетили знаменитый греческий храм св. Софии. Они сетовали между собой, что не могут теперь молиться в нем, поскольку это запрещено турецкими законами. Кроме того, в трех других одноименных храмах на русских землях (Киеве, Новгороде и Полоцке) также в то время не совершалась церковная молитва. Священнослужители решили, что если в Белостоке будет возводиться новый храм, он должен быть посвящен св. Софии Премудрости Божией.
20 ноября 1987 г. состоялась закладка этой церкви. По замыслу строителей, она должна была стать подобной на Софию константинопольскую.
Необходимо сказать несколько слов о прототипе. Известно, что знаменитый храм был построен за 5 лет в 532—537 гг. Освящение состоялось 27 декабря 537 г. Главным вдохновителем строительства был византийский император Юстиниан Великий (483-565). Об архитекторах известно немного. Одного строителя звали Анфимий из Траллеса, а другого — Исидор из Милета. Собор стал на долгое время образцом храмового зодчества. Мусульманские мечети строились в явном подражании Софии константинопольской, то же можно сказать и о знаменитой базилике св. Петра в Риме, поскольку ее архитекторы Донат Браманте и Михаил Ангел ориентировались на форму купола Св. Софии.
Император Юстиниан хотел, чтобы Великая Церковь, как еще называли Собор, служила хвалой Премудрости Божией, Замыслу Бога о всем свете. Поэтому царь не жалел средств для церковного убранства. Храм был украшен мозаиками из золота, драгоценные камни доставлялись из Европы, Азии и Африки, десять тысяч рабочих трудились над строительством самой большой церкви день и ночь.
Форма храма была не вполне обычной для своего времени. Традиционным видом церкви была базилика, вытянутое прямоугольное здание с апсидой, восходившее к административным зданиям римской эпохи. Строительство храмов, увенчанных куполом, этим символом неба, также имело место, опыт строительства подобных сооружений восходит все к тому же римскому времени, а именно к римским баням. Но Юстиниан захотел покрыть куполом все пространство храма. Византийские архитекторы Анфимий и Исидор смогли воплотить этот сложный замысел. За основу были взяты две фигуры: шар и куб. Они символизировали две части мироздания, как они названы при сотворении мира: «В начале сотворил Бог небо и землю». Таким образом, храм становился моделью мироздания. Шар разделили на две части. Одна из них образовала сферу главного купола. Другую часть разделили еще на два и получившиеся четверти приставили к кубическому основанию с востока и запада. Диаметр главного купола составляет 31 метр, а высота храма – 55 метров. Такие размеры превосходили все, бывшее до тех пор. Купол держится на системе арок квадратной подставки, которую образуют два яруса колонн. В основании купола находятся 40 окон, расположенных так тесно друг к другу, что создается впечатление сплошного светового пояса. Четыре огромные арки, поддерживающие купол, образуют сферические треугольники («паруса»). Хотя здание пострадало во время землетрясений в 553 и 558 гг., оно было быстро восстановлено в 562 г.
Храм на века стал символом величия Византийской Церкви и империи. Не случайно бытует выражение, что до тех пор, пока стоит Св. София, не исчезнет память о Византии.
Конечно, одноименная церковь в Белостоке не задумывалась как точная копия своего константинопольского прототипа. Ее фундаторами были не властители или магнаты, а простые прихожане, почему и строительство храма продолжалось десять лет.
Первым делом было получение земельного участка. 23.12.1986 г. администрация Белостокского воеводства разрешила строительство церкви по улице Травястей. Участок в 8169 м2 был куплен весной следующего года. Летом были собраны 70 тыс. штук кирпичей и вырыт котлован для фундамента. Приготовления к закладке закончились осенью 1987 г. Для торжественного акта ждали патриарха Константинопольского. Это было историческое событие, ведь последний раз патриарх Константинопольский посещал белостокскую землю (именно Супрасльскую лавру) в 1589 г. Теперь же в Белосток приехал для закладки храма Св. Софии Константинопольский патриарх Димитрий I. Хотя день 18 ноября 1987 г. выдался ветреный, холодный, дождливый, а высокий гость опаздывал, никто из прихожан не расходился, все ждали торжественное событие.
После закладки на будущий год строительство продолжилось. Это было по-настоящему общее дело. Материалы собирались и закупались по всей стране. Дело было непростое, т.к. Польша в то время переживала переходный период, росли цены, не хватало строительных материалов. Кирпич, например, доставляли с кирпичного завода от границы с Германией, причем, прибывшие на ж/д станцию вагоны старались разгрузить в течение 8 часов, чтобы не платить «осевой» сбор за простой транспорта. Все это делали прихожане своими силами. Были организованы сборы денежных средств в приходах Белостокской епархии. Рядом со строящимся зданием был построен деревянный барак для хранения материалов. Его часть была приспособлена для богослужений. Так во времянке они проходили в 1987—1996 гг. В 1990—1992 гг. был построен приходской дом с комнатами для священников, канцелярией, классами для катехизации. К дому и храму были подведены все коммуникации. В 1991 г. на куполах церкви были установлены кресты, началась внутренняя отделка. Наконец, в 1998 г. храм стали готовить к освящению. Из Греции доставили 25 икон мастера Константина Спандиноса — дар от архиеп. Афинского Христодула. Много элементов внутреннего убранства завершил резчик из Белостока Юрий Григорчук. На торжество освящения ожидался приезд Константинопольского патриарха Варфоломея и многих гостей и жертвователей храма из Европы и Америки. 15.10.1998 в торжественной обстановке произошло освящения храма Св. Софии Премудрости Божией в Белостоке патр. Константинопольским Варфоломеем в сослужении митр. Варшавского и всея Польши Саввы и других священнослужителей.
Храм был спроектирован Михаилом Балашем, реализовывали проект инженеры-строители Александр Литвиненко и Валентин Малец. От самого начала планирования было решено не воспроизводить в точности Софию Константинопольскую. При этом руководствовались тем соображением, что храм в византийских формах будет вырван из своей эпохи и не будет иметь впечатляющий вид среди архитектуры современного города. Действительно, в 2000-х годах рядом стал возводиться микрорайон из современных многоквартирных домов. В 2012 г. недалеко от церкви проложили новое скоростное шоссе. Поскольку храм возводился на равнинном месте, он сразу становился доминирующим зданием. Центральный купол имеет диаметр 16 метров, таким образом, он в два раза меньше, чем прототип. Высота до верха купола – 17 м. Размер в плане отступает от квадрата: 22,5 на 32,5 м.
В западной апсиде, где поет хор, устроена малая контрапсида, которая гасит звуковые колебания и сглаживает эхо. Как и София Константинопольская, храм в Белостоке вытянут вдоль оси «восток-запад» благодаря сферическим четвертям, внутри идут в том же направлении два ряда колонн, отделяющих центральный неф от двух боковых. В основании купола устроены 24 окна, еще 7 в алтарной части и 70 в боковых стенах. Еще одним отличием белостокской церкви от прототипа являются наружные украшения: пилястры со ступенчатыми арками. Как известно, византийская архитектура была более «аскетична» во внешнем убранстве. Купол, конечно, возводился в современной технике, т.е. отливался из бетона. Над боковыми нефами устроены балконы, что значительно увеличило вместимость храма (рассчитан на 1500 человек). Таким образом, получился храм, напоминающий Св. Софию в Константинополе своими формами, следующий ей идейно, но, в тоже время, отличающийся от прототипа своим внешним видом, гармонирующий с застройкой современного города. Строители стремились соблюсти церковный канон, чтобы церковь не напоминала светское здание, причудливой формы, как это можно наблюдать на примере множества костелов Белостока.
Конечно, еще одним выразительным средством церковного искусства помимо архитектуры является иконопись. Церковь Св. Софии в Белостоке расписана греческими мастерами в традиционном стиле. Бригадой мастеров руководил Константин Ксенопулос, учившийся иконописи на Афоне. Работы с его участием велись 16 лет (1997—2013).
В цветовой гамме росписей преобладают светлые тона, характерные для солнечных Балкан. В куполе изображена Теофания (Богоявление), т.е. изображение Христа, носимого ангелами. На основании купола представлены фигуры 24 великих и малых пророков. На «парусах» изображены евангелисты. В своде абсиды традиционно фреска Богородицы Оранты (с воздетыми руками). На алтарной стене за иконостасом нарисовано Причащение апостолов, тут же фигуры отцов Церкви (свв. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, Спиридона Тримифунтского и др.). На хорах находится фреска Схождение Св. Духа на апостолов, а также сюжеты из евангельской истории (Рождество Христов, Сретение, Распятие, Положение во гроб, Воскресение Христа, Вознесение и др.). И на хорах, и на балконах стены храма покрывают росписи. Еще одна характерная деталь. В центре на полу из камня выложен двуглавый орел — символ Византийской империи.
В настоящее время приходскую общину возглавляет прот. Анатолий Конах, который начинал свое служение с первых лет строительства этого удивительного храма. Прихожане сплотились в одну крепкую семью. При освящении церкви патр. Константинопольский Варфоломей вспомнил слова библейского Екклесиаста, что для человека высшая премудрость — приобрести страх Божий, благоговение. Нужно сказать, что вместе с этим ощущается в храме Св. Софии в Белостоке и радость, и удивление Премудрости Творца, устроившего небо и землю «хорошо зело».
23.05.15
Литература.
Radziukiewicz A. Parafia Hagia Sophia w Bialymstoku. — Bialystok, 2014. — 144 s.
Fotos: http://www.orthphoto.net/photo.php?id=15535&id_jezyk=1