Где и когда крестился князь Владимир

Священник Алексий Хотеев

Юбилейное чествование преставления св. князя Владимира обращает наше внимание на обстоятельства его жизни и, в особенности, на обстоятельства его религиозного выбора. Ведь христианское крещение киевского князя определило не только его личный жизненный путь, но и будущий исторический путь Русской земли в государственном и культурном аспектах.

Нужно сказать, что ставший уже традиционным житийный рассказ о времени и месте крещения киевского князя вобрал в себя разные, порой противоречивые сведения. Так, в Повести временных лет его крещение датируется 988 г., а местом называется церковь св. Василия на торговой площади града Корсунь (Херсонес Таврический, сейчас руины древнего города находятся в черте Севастополя). Правда, тут же в летописи есть специальная оговорка: «Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят — в Василеве, а другие и по-иному скажут» (Васильев — это княжье село недалеко от древнего Киева). Выходит, что во время написания Повести временных лет (ок. 1113 г). все еще бытовали разные версии крещения князя Владимира.

В другом древне-русском памятнике, «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» монаха Иакова (сер. XI в.), крещение князя не связывается с осадой Корсуни: «После святого крещения прожил блаженный князь Владимир двадцать восемь лет. На другой год после крещения к порогам ходил, на третий год Корсунь город взял, на четвертый год церковь каменную Святой Богородицы заложил…». Согласно таким расчетам, Владимир стал киевским князем в 978 г., крестился в 987, захватил Херсонес в 989 г.

Возникает также вопрос о мотивах обращения князя в христианскую веру. Дело в том, что в Повести временных лет изображается постепенное созревание у Владимира решения креститься. Сначала к нему приходят посольства от разных народов и каждое убеждает в правильности своей веры. На князя, согласно летописи, особенное впечатление произвела речь греческого проповедника, показавшего картину Страшного Суда. Затем следуют уже посольства русов в разные страны, чтобы на месте ознакомиться с тем, как в каждой стране служат своему богу. Опять же вера греческая представляется превосходящей все остальные. Как известно, русские послы возвратились к Владимиру со словами:

«И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Княжеская дума, бояре и старцы, заметили при этом, что превосходство греческого закона видно и на примере мудрой княгини Ольги, которая приняла крещение от греков.

Летописный рассказ как будто подводит ко крещению Владимира, здесь закономерно звучит вопрос князя: «Где примем крещение?», а в ответ бояре говорят: «Где тебе любо».

Но исполнение этих слов опять откладывается…

В летописный рассказ вводится новый сюжет: поход на греческий город Корсунь. Причина его не объясняется. У стен Херсонеса Владимир дает обет креститься, если возьмет город. Благодаря помощи некоего Анастаса он захватывает Корсунь. В повествовании опять появляется новый мотив: женитьба князя на Анне, сестре византийского императора. Русские послы сообщают в Константинополе о готовности Владимира принять крещение. Анна отплывает в Корсунь, где ее ждет киевский князь, у которого внезапно разболелись глаза. Прибывшая византийская принцесса торопит русского князя креститься, после чего он прозревает. Здесь же, в Корсуни, совершается и торжественное венчание Владимира и Анны. После этого князь вместе с дружиной и достаточным количеством священников возвращается в Киев, где приступает ко крещению горожан.

Такова схема летописного рассказа. Многие историки считают ее искусственной, и для этого есть определенные основания. То, что Владимир в течение двух, а то и трех лет (согласно летописи) готовился к принятию крещения — принимал посольства и посылал сам, вел переговоры о сватовстве при условии принятия христианской веры — дело вполне допустимое. Только в летописи его мотивы как бы наслаиваются один на другой: сначала он хочет креститься под влиянием греческого «философа», рассказа послов и совету бояр, затем он готов креститься по обету (если захватит Корсунь), наконец, он крестится по договору с греками ради венчания на сестре императора Василия. Что же им двигало: внутреннее расположение, политические расчеты или пресловутое женолюбие?

Исследователи постарались обосновать немало догадок в объяснение событий. Одни следуют хронологии монаха Иакова и считают, что Владимир крестился в Киеве (или Васильеве) до похода на Корсунь, а затем он оказывал помощь византийскому императору, который находился в критической ситуации из-за ряда мятежей в империи, почему готов был отдать «варвару» в жены багрянородную принцессу. Другие историки полагают, что Владимир был крещен именно в Херсонесе, а до этого, в Киеве под влиянием проповеди «философа» только прошел подготовительный этап — оглашение. Есть те, кто считают, что поход на Корсунь был чисто захватническим рейдом, враждебным грекам, и есть те, кто наоборот, считают поход союзническим актом Владимира в пользу императора Василия, т.к. город во время византийской смуты отложился от своего законного правителя. Наконец, одни исследователи придают большее значение внутренним мотивам князя Владимира, его склонностью к христианской вере, другие — преимущественно выдвигают политические соображения князя, стремившегося поднять свой международный престиж и укрепить свою власть с помощью новой веры.

Конечно, нужно отметить, что летописный рассказ не записан современником событий, что в нем могут встречаться хронологические неточности, наслоение разных версий или их переработка, художественный вымысел, заимствование сюжетов из других произведений. Выявление этих тенденций — дело отнюдь непростое. Поэтому нас не должно удивлять обилие версий и интерпретаций. Уже первый историк, составитель Повести временных лет, постарался свести воедино разные сведения, чтобы его картина получилась как можно полнее. Обращение князя Владимира, диалоги действующих лиц занимают в его рассказе гораздо больше места, чем сообщения о других событиях его княжения. Очевидно, летописец даже с некоторым избытком, впрочем, свойственным писателям своего времени, захотел подтвердить слова князя, сказанные им при крещении: «Теперь познал я Бога Истинного». Какими бы спорными не казались обстоятельства Владимирова крещения, в этих словах летописи открывается его внутренне обращение, приготовленное воспитанием, согласием приближенных и внешними политическими обстоятельствами.

05.07.15            

Опубликовано: "Воскресение", №7, 2015 г.


Назад к списку