Священник Алексий Хотеев
Сфера исторического знания охватывает много трудных вопросов, касающихся происхождения человека, зарождения искусства, появления государства и под. К их числу относится также вопрос о происхождении религии. К сожалению, в нашей стране за школьной партой юные ученики слышат самые примитивные объяснения этой интересной и глубокой проблемы. С ее изучением они знакомятся в курсе Всеобщей истории в 5 классе и в курсе Обществоведения в старших классах средней школы.Дело представляется таким образом, что древние люди чувствовали свое бессилие перед грозными явлениями природы, такими как гром и молния, наводнение и землетрясение, и, желая их объяснить, придумали, что какие-то сверхъестественные существа приводят в движение окружающую природу. Равным образом, видения умерших родственников во сне якобы приводили древних людей к мысли о существовании загробного мира. Таким образом, происхождение религии связывается с «темнотой» первобытного человеческого сознания. Иными словами, как говорилось еще в античности, «страх создал богов».
Понятно, что объяснение иных вопросов для детей есть задача не из легких. Но настоящее образование и тем более просвещение не призвано упрощать действительность, поскольку едва ли не самым загадочным для изучения предметом для человека является он сам.
Надо сказать, что обозначенное представление об истоках религии приобрело свою популярность в XIX в. В этом «веке науки», как его еще называют, совершилось стремительное развитие научных знаний и техники, создалось впечатление необыкновенного прогресса. К прошлому стали подходить с новыми мерками, «цивилизованный человек» поставил себя на высшую ступень по сравнению с «дикарем». Известный французский ученый Огюст Конт разработал идею «позитивной философии» (науки), порывающей с мифологическим (читай религиозным) сознанием. Материализм, явившийся на той же волне, снискал широкую популярность. Однако следующий XX в. с его небывалыми войнами и развязанными инстинктами стал временем крушения иллюзорной веры в науку. Оказалось, что построить общество на началах рациональности не так-то просто, и «человек разумный» не так уж разумен. Кроме того, изучение племен и народностей, стоящих на ступени первобытности, показало, что их мышление не отличается от мышления цивилизованных народов (этнолог К. Леви-Стросс). Оно у дикаря не более определяется чувственной сферой (страхами, переживаниями), чем у цивилизованного человека. В действительности с развитием науки и техники современные люди не стали менее религиозными, просто их мнимая рациональность приобрела настоящий культовый характер. Так, например, советская идеология с ее культом героев, священными праздниками и символикой может рассматриваться как форма религиозности. То же можно сказать и о похожих формах увлечения футболом, об иных явлениях современной поп-культуры и сектантства.
Корни религии и религиозного мировоззрения не теряются среди суеверных страхов и представлений, они имеют отношение к разуму и знанию гораздо большее, чем к невежеству и необразованности. Американский социолог Джон Йингер дал такое определение религии: «Это система верований и практик, с помощью которых группа людей решает предельные вопросы человеческого существования». В частности, решает проблему смерти. Такой подход к определению религии представляется вполне адекватным. В самом деле, ответы на «вечные вопросы» имеют самое непосредственное отношение к религиозной сфере. Во все века пытливый человеческий разум занимался вопросом о цели и ценности человеческой жизни, о причинах мирового порядка. Науке нового времени затруднительно давать ответы на подобные вопросы.
«Мы чувствуем, что если даже все возможные научные вопросы будут отвечены, наши смысложизненные проблемы не будут при этом даже затронуты». (Людвиг Витгенштейн. Логико-философский трактат,1922.)
Конечно, в истории и философии сильна тенденция рассматривать религию как человеческое произведение. Еще Карл Маркс утверждал прямо: человек произвел религию, а не религия сделала человека. Его старший современник немецкий философ Людвиг Фейербах считал, что Бог со всеми Его свойствами есть не более чем идеализация человека, проекция воображаемых и желаемых человеком совершенств. Вопрос об истинности, объективности религиозных представлений выносится за рамки науки и в современном религиоведении.
Вместе с тем, даже школьнику необходимо знать о многообразии подходов к решению сложного вопроса об истоках религии. Она присуща всем человеческим обществам, на какой бы ступени развития они ни находились. «Религия есть ощущение и вкус бесконечного» (Ф. Шлейермахер), «захватывающее переживание самого обязательного и необходимого» (П. Тиллих), «устремление к абсолютной тайне» (К. Ранер). В этих суждениях известных ученых и богословов указывается на высокое значение религии для внутренних духовных поисков человека.
В христианском понимании религия раскрывается как духовный поиск, завершившийся Богооткровением. Об этом хорошо сказано у бл. Августина: «Ты создал нас со стремлением к Тебе и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».
К сожалению, не говорится в школьных учебниках о том, что религиозные верования издревле освящали объединение людей, освящали их совместное действие (культ), что религиозные нормы были сильнейшим воспитательным средством, что религиозные идеи развивали отвлеченное мышление, столь необходимое для формирования даже современных абстрактных научных понятий.
Так нужно ли бояться ставить в ходе учебного процесса вопросы, на которые нет однозначного ответа? Думается, что не нужно бояться. Таинственность, сложность задачи только усиливает интерес там, где ответы не лежат готовыми на поверхности. Это справедливо, конечно, не только для вопросов, связанных с религией. Но в данном случае это особенно важно, ведь, школьник с еще формирующимся мировоззрением должен ощутить, что ответы на смысложизненные вопросы придется искать ему самому.
Священник Алексий Хотеев 9.11.15.
Опубликовано: "Воскерсение", № 11, 2015 г.