Людей, приходящих в Церковь, иногда интересует вопрос о причинах разделения между православными и католиками. В Беларуси, где проживает значительное число католиков, этот вопрос порой представляется решенным на бытовом уровне: разделение имеет место в сфере «церковных правительств», а в житейском общении оно не ощущается. Поэтому иные православные родители, готовые крестить своего ребенка, приглашают в качестве восприемника (крестного) своих друзей или родственников католического вероисповедания. Однако по церковным правилам, восприемник должен исповедовать Православие. Вот и получается, что в церкви выбранных в восприемники католиков ожидают огорчение и неловкости.
«Иноверцы [не допускаются к делу восприемника] потому, что Символ веры у них испорченный, таковой имеют католики, протестанты и реформаты, если же они будут ребенка воспитывать, то, конечно, в свою веру отведут» («О должностях пресвитеров приходских», п. 80).
В действительности нечувствие конфессиональных различий происходит не от того, что они малы или существуют только в высоких церковных сферах, а от того, что на них не обращают внимание люди, недостаточно знающие христианскую веру и церковные обычаи. Именно сближение в таком неведении обусловливает конфессиональное сближение на бытовом уровне. Воцерковленные же люди знают, что у православных и католиков не совпадают даты важнейших праздников, разнятся посты и молитвы, зримо отличаются храмы, язык богослужения, порядок совершения крестного знамения. И это как раз то, что ощущается на уровне обыкновенного дружеского общения, когда ходят друг к другу в гости и делают поздравления. Как кушать за одним столом, когда у одних пост уже закончился, а у других нет; как поздравлять, когда у одних церковный праздник уже прошел, а у других еще не наступил? А если коснуться доктринальных тем, то вопросов станет гораздо больше: главенство римского папы, исхождение Святого Духа «и от Сына» (Филиокве), особые богородичные догматы, учение о чистилище, индульгенции и др.
Не одно столетие православные и католики живут на территории Беларуси вместе, и не всегда их взаимоотношения были мирными. Католиками (в особенности униатами) чествуется убитый православными в Витебске архиеп. Иосафат Кунцевич († 1623), а православные почитают замученного от католиков прп. Афанасия игумена Брестского († 1648). После благословения в костелах шли ополяченные повстанцы в 1863 г. убивать не только русских солдат, но и православных крестьян-белорусов, не желавших участвовать в восстании. Конечно, можно быть добрыми соседями и не поминать старых обид. Можно поздравлять друг друга с общими праздниками, жить по заповедям и не желать друг другу зла. Но более тесное сближение предполагает открытость и спокойное обсуждение существующих различий. И первый самый общий вопрос будет звучать так: как же это случилось, что те, кто одинаково исповедует Христа Сыном Божиим, разделились? История дает ответ на этот вопрос.
Христианская проповедь преодолевает культурные и языковые различия между народами, Единая и Апостольская Церковь может сплотить их в одну христианскую семью. Хорошо, когда в семье выслушивается каждый голос и решение принимается сообща. Различные споры как вероучительного, так и обрядового характера издавна волновали христиан в разных странах. Их выбранные представители (епископы) собирались вместе для того, чтобы решить спор на тех основаниях, которые христианам были присущи всем и всегда. Конечно, порой находились такие, кто считал, что истина в полноте есть только у них (в силу разных причин) и что остальные должны принять это по послушанию. Так происходило с разными церковными лидерами во все времена, но настоящая опасность возникает тогда, когда превосходство становится предметом самоубеждения: я прав не потому, что мою правоту признают другие, а потому, что я верю в свою правоту.
Так и случилось с рядом римских епископов, которые привыкли опираться только на свой собственный авторитет, полученный якобы от «князя апостолов» св. Петра. Правда, что римские папы в эпоху великих богословских споров IV–VIII вв. чаще всего придерживались православного вероучения. За это многих из них до сего дня Православная Церковь чествует в лике святых. Но эта правота основывалась, ведь, не на каких-то особых дарах или прерогативах свыше, а на личных качествах этих пап, т.е. на их неотступной приверженности апостольской вере. Бывало, один голос римского легата значил больше, чем сотни других, криво толкующих церковное учение голосов. Уверенность в непогрешимости римского епископа крепла среди вчерашних варваров, которые созидали на обломках западной Римской империи новую христианскую империю. Греческо-славянский восток Европы оставался чужд сложившейся к IX в. германской империи по своему языку и культуре. Этнокультурные преграды между германской и византийской империями обусловили их внутреннюю церковную самоизоляцию. В обоих частях христианского мира накапливались свои обрядовые особенности. Появилась и вероучительное отличие на западе: вставка слов «и от Сына» закрепилась в тексте Символа веры (окончательно после собора в Аиксе в 809 г.).
Может показаться, что учение об исхождении Святого Духа «от Отца и от Сына» (а не от одного Отца) есть различие небольшое. По этому поводу теологи с обеих сторон вели много споров. Суть их хорошо сумел выразить русский философ А.С. Хомяков (1804—1860). Он сделал это в форме диалога такого содержания:
— Это наша местная традиция, — говорят католики.
— Что же она делает в тексте Символа веры вселенского значения?
— Но это же совсем незначительная поправка.
— Если так, то зачем ее добавлять?
Во второй половине IX в. дело дошло до открытого противостояния между римским папой Николаем I († 867) и патр. Константинопольским свт. Фотием († 896). В открывшемся конфликте римский папа уже традиционно прибегнул к ссылке на свои особые полномочия решать спорные вопросы. Эта претензия была соборно отвергнута на христианском Востоке в 867 и 879 гг. Вместе с тем, были осуждены обрядовые отличия, накопившиеся в Римской Церкви. Разгоревшийся было спор затем на некоторое время затих. Но в 1054 г. он поднялся вновь. Папа Лев IX и патриарх Михаил Керулларий вступили в конфликт по поводу замены греческой литургии в Италии латинской (в Константинополе в ответ были запрещены латинские литургии). Римский легат первый произнес отлучение (анафему) на патриарха и его сторонников, тогда прозвучало и ответное отлучение в греческой стороны. В ходе крестовых походов отчуждение проявило себя уже на уровне простого народа. Своей наивысшей точки оно достигло при взятии крестоносцами Константинополя в 1204 г.
Впоследствии, когда Византийская империя оказалась на грани турецкого завоевания, предпринималось несколько попыток восстановить утраченное церковное единство. Церковные и светские правительства подписывали соответствующие соглашения, но это было напрасно. На основе подчинения авторитету римского папы единство не может быть восстановлено. Оно не принималось рядовым духовенством и церковным народом. Подлинное единение возможно только в том, что исповедовалось всеми и всегда. Это означает возвращение к эпохе до разделения. Нынешняя Православная Церковь не сделала никаких догматических отступлений от веры того времени. В католичестве закрепились свои догматические особенности. Смирится ли гордый европеец, чтобы от них отказаться?
6.10.16 священник Алексий Хотеев
Опубликовано: "Воскресение", №10, 2016.