Разделение между христианским Востоком и Западом

Людей, приходящих в Церковь, иногда интересует вопрос о причинах разделения между православными и католиками. В Беларуси, где проживает значительное число католиков, этот вопрос порой представляется решенным на бытовом уровне: разделение имеет место в сфере «церковных правительств», а в житейском общении оно не ощущается. Поэтому иные православные родители, готовые крестить своего ребенка, приглашают в качестве восприемника (крестного) своих друзей или родственников католического вероисповедания. Однако по церковным правилам, восприемник должен исповедовать Православие. Вот и получается, что в церкви выбранных в восприемники католиков ожидают огорчение и неловкости.

«Иноверцы [не допускаются к делу восприемника] потому, что Символ веры у них испорченный, таковой имеют католики, протестанты и реформаты, если же они будут ребенка воспитывать, то, конечно, в свою веру отведут» («О должностях пресвитеров приходских», п. 80).

В действительности нечувствие конфессиональных различий происходит не от того, что они малы или существуют только в высоких церковных сферах, а от того, что на них не обращают внимание люди, недостаточно знающие христианскую веру и церковные обычаи. Именно сближение в таком неведении обусловливает конфессиональное сближение на бытовом уровне. Воцерковленные же люди знают, что у православных и католиков не совпадают даты важнейших праздников, разнятся посты и молитвы, зримо отличаются храмы, язык богослужения, порядок совершения крестного знамения. И это как раз то, что ощущается на уровне обыкновенного дружеского общения, когда ходят друг к другу в гости и делают поздравления. Как кушать за одним столом, когда у одних пост уже закончился, а у других нет; как поздравлять, когда у одних церковный праздник уже прошел, а у других еще не наступил? А если коснуться доктринальных тем, то вопросов станет гораздо больше: главенство римского папы, исхождение Святого Духа «и от Сына» (Филиокве), особые богородичные догматы, учение о чистилище, индульгенции и др.

Не одно столетие православные и католики живут на территории Беларуси вместе, и не всегда их взаимоотношения были мирными. Католиками (в особенности униатами) чествуется убитый православными в Витебске архиеп. Иосафат Кунцевич († 1623), а православные почитают замученного от католиков прп. Афанасия игумена Брестского († 1648). После благословения в костелах шли ополяченные повстанцы в 1863 г. убивать не только русских солдат, но и православных крестьян-белорусов, не желавших участвовать в восстании. Конечно, можно быть добрыми соседями и не поминать старых обид. Можно поздравлять друг друга с общими праздниками, жить по заповедям и не желать друг другу зла. Но более тесное сближение предполагает открытость и спокойное обсуждение существующих различий. И первый самый общий вопрос будет звучать так: как же это случилось, что те, кто одинаково исповедует Христа Сыном Божиим, разделились? История дает ответ на этот вопрос.

Христианская проповедь преодолевает культурные и языковые различия между народами, Единая и Апостольская Церковь может сплотить их в одну христианскую семью. Хорошо, когда в семье выслушивается каждый голос и решение принимается сообща. Различные споры как вероучительного, так и обрядового характера издавна волновали христиан в разных странах. Их выбранные представители (епископы) собирались вместе для того, чтобы решить спор на тех основаниях, которые христианам были присущи всем и всегда. Конечно, порой находились такие, кто считал, что истина в полноте есть только у них (в силу разных причин) и что остальные должны принять это по послушанию. Так происходило с разными церковными лидерами во все времена, но настоящая опасность возникает тогда, когда превосходство становится предметом самоубеждения: я прав не потому, что мою правоту признают другие, а потому, что я верю в свою правоту.

Так и случилось с рядом римских епископов, которые привыкли опираться только на свой собственный авторитет, полученный якобы от «князя апостолов» св. Петра. Правда, что римские папы в эпоху великих богословских споров IV–VIII вв. чаще всего придерживались православного вероучения. За это многих из них до сего дня Православная Церковь чествует в лике святых. Но эта правота основывалась, ведь, не на каких-то особых дарах или прерогативах свыше, а на личных качествах этих пап, т.е. на их неотступной приверженности апостольской вере. Бывало, один голос римского легата значил больше, чем сотни других, криво толкующих церковное учение голосов. Уверенность в непогрешимости римского епископа крепла среди вчерашних варваров, которые созидали на обломках западной Римской империи новую христианскую империю. Греческо-славянский восток Европы оставался чужд сложившейся к IX в. германской империи по своему языку и культуре. Этнокультурные преграды между германской и византийской империями обусловили их внутреннюю церковную самоизоляцию. В обоих частях христианского мира накапливались свои обрядовые особенности. Появилась и вероучительное отличие на западе: вставка слов «и от Сына» закрепилась в тексте Символа веры (окончательно после собора в Аиксе в 809 г.).

Может показаться, что учение об исхождении Святого Духа «от Отца и от Сына» (а не от одного Отца) есть различие небольшое. По этому поводу теологи с обеих сторон вели много споров. Суть их хорошо сумел выразить русский философ А.С. Хомяков (1804—1860). Он сделал это в форме диалога такого содержания:

Это наша местная традиция, говорят католики.

Что же она делает в тексте Символа веры вселенского значения?

Но это же совсем незначительная поправка.

Если так, то зачем ее добавлять?

Во второй половине IX в. дело дошло до открытого противостояния между римским папой Николаем I († 867) и патр. Константинопольским свт. Фотием († 896). В открывшемся конфликте римский папа уже традиционно прибегнул к ссылке на свои особые полномочия решать спорные вопросы. Эта претензия была соборно отвергнута на христианском Востоке в 867 и 879 гг. Вместе с тем, были осуждены обрядовые отличия, накопившиеся в Римской Церкви. Разгоревшийся было спор затем на некоторое время затих. Но в 1054 г. он поднялся вновь. Папа Лев IX и патриарх Михаил Керулларий вступили в конфликт по поводу замены греческой литургии в Италии латинской (в Константинополе в ответ были запрещены латинские литургии). Римский легат первый произнес отлучение (анафему) на патриарха и его сторонников, тогда прозвучало и ответное отлучение в греческой стороны. В ходе крестовых походов отчуждение проявило себя уже на уровне простого народа. Своей наивысшей точки оно достигло при взятии крестоносцами Константинополя в 1204 г.

Впоследствии, когда Византийская империя оказалась на грани турецкого завоевания, предпринималось несколько попыток восстановить утраченное церковное единство. Церковные и светские правительства подписывали соответствующие соглашения, но это было напрасно. На основе подчинения авторитету римского папы единство не может быть восстановлено. Оно не принималось рядовым духовенством и церковным народом. Подлинное единение возможно только в том, что исповедовалось всеми и всегда. Это означает возвращение к эпохе до разделения. Нынешняя Православная Церковь не сделала никаких догматических отступлений от веры того времени. В католичестве закрепились свои догматические особенности. Смирится ли гордый европеец, чтобы от них отказаться?

6.10.16                                                                                               священник Алексий Хотеев

Опубликовано: "Воскресение", №10, 2016.


Назад к списку