Пастырь добрый. К 300-летнему юбилею со дня рождения свт. Георгия (Конисского)

20 ноября 1717 г. (3 декабря по нынешнему счету) в г. Нежине, что на Черниговщине, в семье казачьего урядника родился будущий святитель Георгий (Конисский), архиеп. Могилевский. Этот выдающийся церковный деятель был прославлен в лике святых Белорусской Православной Церковью 6 августа 1993 г. В юбилейный год его памяти можно освещать разные стороны этой поистине многогранной личности: талантливого педагога и ученого, решительного иерарха и дипломата, вдохновенного проповедника и поэта. Но для церковной истории он будет памятен, прежде всего, как устроитель Могилевской епархии и воссоединитель белорусских и украинских униатов.

Как известно, церковная уния, явившаяся в 1596 г. на белорусско-украинских землях, была подчинением римскому папе. Непросто было убедить в этом православный народ, который веками привык смотреть на католиков как на иноверцев. Понимая сложность дела, творцы унии решили сохранить православное богослужение и посты в неизменном виде, чтобы подчинение папе римскому не бросалось в глаза. Таким образом, новый церковный союз поначалу был больше формальным, совершившимся только на бумаге. Между двумя обрядами, латинским и униатским (славянским), пролегла своеобразная граница: запрещение униатам переходить в латинский обряд. Однако не было запрещения латинским клирикам принимать обряд униатский. Чтобы сделать связь более прочной, латинские монахи переходили в разряд униатского монашества (ордена базилиан), закрепляли за собой важнейшие церковные должности в униатской иерархии и сближали униатское богослужение с латинским.

Но кроме собственно церковной стороны дела была еще и политическая: церковная уния должна была провести конфессиональную границу на востоке там, где проходила государственная граница Речи Посполитой. Далее лежала Русь Московская. Обе части Руси (западная и восточная) помнили свое этническое и церковное единство. Польское правительство вместе с латинским и униатским духовенством старалось об одном: насадить унию в стране всеми средствами, чтобы истребить Православие, т.е. духовную связь между восточной и западной Русью. К началу XVIIIв. в этом направлении было сделано немало: во всей Речи Посполитой осталась только одна православная епархия с центром в Могилеве. В 1755 г. на нее был поставлен св. Георгий (Конисский), бывший ректор Киевской духовной академии.

Главной задачей святителя было оградить свою паству от нападений латинян и униатов. Как ревностный архипастырь в своих проповедях он учил верности Православию, для образования будущих священников открыл в Могилеве семинарию, для простого народа — школы в Быхове, Гомеле, Мстиславле, Орше, Чечерске. Не однократно на его жизнь делались покушения. Защита оставшихся у православных церквей от посягательства униатов побудила свт. Георгия изучить исторические и юридические документы, чтобы определить число храмов, обращенных в унию насилием и обманом. Об обидах православным он официально заговорил в Варшаве перед королем Станиславом Августом. Епископ предложил королю разрешить свободное возвращение униатов в Православие. Эта счастливая мысль не встретила сочувствия у правительства страны, называвшейся республикой. Папа Климент XIII призывал польский сейм не допустить свободы вероисповедания для диссидентов (т.е. для протестантов и православных). Благодаря дипломатическому давлению со стороны России в 1768 г. сейм все-таки подтвердил политические и религиозные права диссидентов, рассмотрением взаимных претензий униатов и православных должна была заняться смешанная комиссия. Однако волна неповиновения сеймовым решениям захлестнула страну, начались междоусобия, что привело, в конечном счете, к Первому разделу в 1772 г.

Возвратившийся в Могилев из вынужденного изгнания, свт. Георгий увидел глубину совершившейся перемены: униаты, помнившие свое православное исповедание, подавали ему прошения возвратиться из унии. С 1768 по 1774 гг. поступили 80 прошений от целых приходов. Однако они не были удовлетворены. Имп. Екатерина II инструктировала губернаторов, что следует руководствоваться на присоединенных территориях политикой «здравого рассудка», избегая порока запрещать гражданам исповедовать различные веры. Это правило трактовалось таким образом, что униатам не было разрешено оставлять свое исповедание. Между тем, униатское и латинское духовенство, ободренное такой нерешительной политикой, продолжило тайное и явное обращение православных в унию в имениях, где владельцами были католики. Ситуация несколько изменилась после визита имп. Екатерины II в Могилев. В 1780 г. было разрешено посылать православных священников в униатские приходы, которые становились вакантными. При этом официальные лица удостоверялись, что прихожане добровольно желают присоединиться к Православной Церкви. Свт. Георгий исполнял правительственный указ таким образом, что священник из униатского прихода сначала принимал Православие, вследствие чего приход становился вакантным, а затем тот же самый бывший униатский священник назначался на свой, уже православный, приход. Так в 1781-1783 гг. в Могилевской епархии были присоединены 112 тыс. униатов. В то же время в Витебском и Полоцком уездах, относившихся тогда к Псковской епархии, присоединились 117 тыс. человек.

Разделы 1793 и 1795 гг. завершили падение Польши. Имп. Екатерина II, наконец, разрешила всем желающим униатам беспрепятственно принимать Православие. За короткое время до ее кончины в 1796 г. из унии перешли 1,5 млн. человек, в основном жителей Украины. Свт. Георгий (Конисский) успел увидеть эти плоды своей неутомимой деятельности, он преставился 13 февраля 1795 г. (26 февраля по современному счету).

В известной евангельской притче о Добром пастыре есть слова: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10,11). Это справедливо можно отнести к свт. Георгию Могилевскому, готовому не раз жертвовать своей жизнью. Но есть и другие слова в той же притче: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10,16). Послужив воссоединению униатов, свт. Георгий (Конисский) исполнил и этот урок Христа-Пастыреначальника.

11.02.17.                     священник Алексий Хотеев

Опубликовано: "Воскресение", № 2, 2017.


Назад к списку