В нынешнем году белорусская столица отмечает свой 950-летний юбилей со времени первого летописного упоминания города. В Повести временных лет под 1067 г. находится запись о том, что сыновья Ярослава Мудрого Изяслав, Святослав и Всеволод ограбили город Минск в отместку за нападение полоцкого князя Всеслава на Новгород. Затем противники встретились у Немиги, произошло кровопролитное сражение, в результате которого Всеслав потерпел поражение, бежал, а через некоторое время обманом был захвачен Ярославичами в плен. Таким образом, первое упоминание Минска имеет случайный характер, и в нем город представляется уже существующим. Настоящий же год основания Минска в письменных источниках не обнаруживается. По результатам археологических раскопок можно утверждать, что город возник на своем месте как пограничная крепость полоцкого княжества около середины XI в. Свое имя городу дала, вероятно, местная речушка (Мень), впадавшая в Свислочь севернее от замчища.
В древнем Минске обнаружен фундамент храма, правда, недостроенного по неизвестным причинам. Над ним в настоящее время стоит памятный знак (камень), очертания древнего фундамента выделены газоном. Так что уже в начальный период своей истории Минск как пограничная крепость, а затем как центр удельного княжества имел свой духовный центр. На древних планах города на минском замчище отмечен еще один храм — соборная церковь в честь Рождества Богородицы, остатки которой в настоящее время перекрывает автомобильная дорога проспекта Победителей.
В древнерусский период город подвергался неоднократным нападениям в ходе княжеских междоусобиц. Дробление полоцкого княжества к началу XIII в. ослабило его настолько, что местные князья с трудом сдерживали набеги соседей-литовцев. Когда в Литве установилась сильная княжеская власть, ближайшие земли западной Руси постепенно стали подпадать под власть великих князей литовских. В 1326 г. минский князь Федор упоминается среди послов Гедимина в Новгород, что может служить указанием на включение минского княжества в состав ВКЛ.
До времени заключения Кревской унии (1385 г.) Минск был исключительно православным городом. Первый костел был построен в районе Троицкого предместья, согласно католическому преданию, в 1390 г. В начале XVI в. к северо-западу от минского замчища появился татарский район, в котором была построена мечеть. Город постепенно разрастался, и в нем появлялись новые православные церкви и даже монастыри. В XVI в. в Минске было уже 11 приходских храмов, 2 монастыря и около 4 тыс. жителей. Никольский монастырь находился на территории замчища (в районе пр. Победителей, 3), Вознесенский монастырь располагался на месте современного здания Министерства обороны (ул. Коммунистическая, 1). Все церкви были деревянными. Главной святыней города стала чудотворная икона Богородицы (Минская), явившаяся в 1500 г. Первоначально икона находилась в соборной Рождественской церкви на замчище. В 1499 г. Минск получил магдебургское право, и на гербе города, утвержденном в 1591 г., появилось изображение Божией Матери.
XVI в. вообще принес в городскую жизнь много перемен. Одна за другой пронеслись над Минском военные рати: сражения с татарами, мятеж Михаила Глинского, наступление войск московского князя Василия III, угроза приближения московских войск в ходе Ливонской войны. Между тем, Вознесенский монастырь получил в свою пользу княжеское имение Тростенец, а Никольский — имение Цна. В городе стали устраиваться ярмарки, и предприимчивые горожане не раз пытались взять налоги с монастырских людей, воспользоваться церковными сенокосами и т.д. Это стало поводом для споров и разбирательств. В 1569 г. была подписана Люблинская уния о соединении ВКЛ с Польшей в одно государство (Речь Посполитую). Политические перемены проявили себя в том, что короли Сигизмунд-Август и Стефан Баторий стали отдавать православные монастыри в управление светским лицам за заслуги. В результате в Минске и Вознесенский, и Никольский монастыри пришли в упадок. В 1582—1589 гг. православных принуждали к принятию григорианского календаря. В городе появилась община протестантов, которую поддерживал каштелян Ян Глебович, была построена кирха. С другой стороны, воевода минский Павел Пац был покровителем католиков и гонителем протестантов.
В условиях обострившейся конфессиональной ситуации настоятель минского Вознесенского монастыря Михаил Рагоза был в 1588 г. избран и посвящен в сан митрополита Киевского. В 1592 г. при соборной церкви Рождества Богородицы королевской грамотой было утверждено братство со школой для обучения «русской» (славянской) и греческой грамоте. В 1596 г. в Бресте была объявлена церковная уния, которую подписал упомянутый митр. Михаил Рагоза с несколькими представителями высшего духовенства. Среди них был также настоятель минского Вознесенского монастыря Паисий. Однако православные жители Минска подняли мятеж против окатоличивания и силой отстаивали свои церкви от униатов. Боролись также и словом полемики. Например, известное сочинение против унии «Фринос» (плач) авторства Мелетия Смотрицкого было издано в Минске.
Борьба длилась с переменным успехом несколько лет, пока минское духовенство в своей массе не согласилось на унию, видя жесткие меры по ее насаждению со стороны нового митр. Ипатия Потея. Тогда православная шляхта и мещане, среди них Огинские, Тышкевичи, Рагозы (родственники бывшего митрополита) составили акт о неприятии унии и решили построить православную церковь на частной земле. Так в 1612 г. был заложен Петро-Павловский собор, древнейший из сохранившихся в столице православных храмов. При нем был устроен мужской монастырь, а через дорогу напротив — женский.
Насаждение церковной унии открыло новый период в истории города. В XVII—XVIII вв. его облик сильно изменился. В районе Высокого рынка (площадь Свободы) были построены сразу несколько католических костелов, которые своим доминирующим положением показывали господство католической веры. Здесь находились Мариинский костел с примыкающим к нему иезуитским коллегиумом (училищем), комплекс бернардинского монастыря, построенный на месте бывшего монастыря св. Космы и Дамиана (обращенного в унию). Между двумя католическими храмами был построен в 1616 г. Свято-Духов униатский монастырь. Сюда в 1635 г. из замковой церкви Рождества Богородицы была перенесена Минская икона, что послужило очередной причиной для возмущения православных жителей города. Настоятель Свято-Духова монастыря являлся одновременно настоятелем Вознесенского, Никольского и Косьмо-Дамиановского монастырей Минска. В результате Вознесенский монастырь пришел в совершенный упадок, Никольский долго оставался заброшенным после случившегося пожара, а Косьмо-Дамиановский и вовсе передали бернардинцам. Воскресенскую церковь городские власти отдали ордену кармелитов. К концу XVIII в. в городе оставался только одна православная церковь — Петро-Павловский собор, выдерживавший не раз целые осады ревнителей католичества и унии. Прихожан у него было так мало (едва набиралось 200 человек), что храм пребывал в самом запущенном состоянии. В то же время в Минске было 9 католических монастырей, католический собор, 2 униатских монастыря и 3 униатских церкви на 6 тыс. жителей.
В 1793 г. город вошел в состав Российской империи, в том же году была образована Минская епархия. Однако первый епископ Виктор (Садковский) не смог проживать в своем кафедральном городе, в котором действовала только одна православная церковь. На ее восстановление в обновленном виде значительное пожертвование внесла имп. Екатерина II. В память об этом в 1795 г. и сам храм был переименован в честь вмч. Екатерины. Екатерининская церковь стала приходской, а Петро-Павловский монастырь был переведен в бывший униатский Свято-Духов. Таким образом, в Минске стали действовать два православных храма: Петро-Павловский собор (бывшая униатская Свято-Духовская церковь) и Екатериниская церковь (бывший православный Петро-Павловский собор). Для проживания епископа первоначально предназначалось здание упраздненного униатского монастыря, но по причине его запущенности и величине здания для архиерея был куплен частный дом в Верхнем городе. Здесь был возведен храм в честь Успения Богородицы, его сменила впоследствии каменная Покровская церковь (на ее месте теперь частично размещается Дом офицеров). В 1840 г. из Слуцка в Минск была переведена духовная семинария, при ней был устроен храм в честь св. Иоанна Богослова (совр. здание суворовского училища). Восстановили богослужение на месте древнего Вознесенского монастыря, где было устроено женское духовное училище. Постепенно при учебных заведениях и госпиталях, на православных кладбищах возводились новые церкви. Православное кладбище находилось на Сторожовке, где церковь св. Марии Магдалины, католическое — где Кальвария, униатское — где костел св. Роха, татарское — где сквер по ул. Игнатенко, еврейское — где Мемориальный сквер по ул. Коллекторной. В 1839 г. была упразднена церковная уния, и бывшие униатские храмы стали православными. В 1858 г. в городе было уже 12 православных храмов. При этом действовали 12 костелов и 20 иудейских молитвенных домов.
В городе православными ежегодно совершались торжественные процессии: в первый четверг после Недели Всех Святых в память о воссоединении униатов крестный ход двигался из Петро-Павловского собора к Екатерининской церкви, а в день Покрова чтимая Крупецкая икона переносилась из Крупцов в Покровскую церковь при архиерейском доме. При Минской духовной семинарии с 1868 г. стал выходить журнал «Минские епархиальные ведомости».
Во второй половине XIX в. были упразднены католические монастыри, стоявшие возле Соборной площади. Их здания, построенные на месте древнего Косьмо-Дамиановского монастыря, были переданы православным инокам. Монастырский храм освятили в честь Святого Духа. В 1872 г. на территории бывшего католического бенедектинского монастыря открылся женский монастырь в честь Преображения (возле совр. кинотеатра «Победа»). Для поминовения воинов, павших на русско-турецкой войне 1878 г., на воинском кладбище была возведена в 1896—1898 гг. Александро-Невская церковь. Настоящим украшением города стал Казанский собор на привокзальной площади (1914 г.). В 1913 г. при архиерейском доме был открыт церковно-археологический музей (историческое здание сохранилось и находится в ведении Церкви).
Накануне Первой мировой войны в Минске было 9 православных церквей, 8 домовых храмов и 2 монастыря. В то же время действовали 4 католических костела, 1 лютеранская церковь, 1 мечеть, 1 синагога и 24 еврейских молитвенных дома на 106 тыс. жителей, из которых около половины составляли евреи (среди христиан православных было ок. 38 тыс.).
Революционные события 1917 г. открыли новый период в истории Минска, который в 1919 г. приобрел статус столичного города и стал стремительно расти. В советское время были разрушены многие храмы столицы, арестовывались и ссылались священники, многие из них были расстреляны. В 1936 г. взорвали Петро-Павловский собор. Теперь на его месте построен концертный зал в виде церкви униатской постройки. В 1938 г. власти закрыли последнюю действующую церковь — храм Александра Невского. К этому времени у православных изъяли в музейный склад икону Минской Божией Матери. Но церковная жизнь восстановилась в 1941 г. после оккупации Минска немецкими войсками. Горожане добились возвращения чудотворной иконы, которую поместили впоследствии в Свято-Духовом соборе. Здесь же были поставлены мощи св. Софии Слуцкой, перевезенные в 1930 г. из Слуцка после закрытия Свято-Троицкого монастыря для музея религии атеизма, созданного при историческом факультете БГУ. В Свято-Духовом соборе служил в годы войны сщмч. Серафим (Шахмуть), ревностный пастырь и миссионер из Жировичского монастыря, арестованный и отправленный в лагерь с приходом советских войск. После войны власти постепенно закрывали открытые было церкви. В 1961 г. действующими остались только Свято-Духов собор и церковь Александра Невского.
В 90-х годах город пережил настоящее духовное возрождение. В новых районах Минска стали строиться православные храмы, многие из которых переняли исторические названия от бывших в городе церквей: Всех скорбящих радость, Покровская, Воскресенская, Преображенская. Екатерининской церкви вернули прежнее название Петро-Павловского собора. В настоящее время в Минске насчитывается 44 православных прихода и действует 1 монастырь. Православная Церковь, имеющая многовековую историю, продолжает жизнь посреди суеты двухмиллионного города.
10.09.17 священник Алексий Хотеев
Опубликовано: «Воскресение», 2017, № 9.