Вероисповедание святой Софии Слуцкой

«Я покажу тебе веру из дел моих» (Иак. 2, 18)

 

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим Определением от 2-3 февраля 2016 г. благословил общецерковное почитание прав. Софии Слуцкой, которая до этого чествовалась как местночтимая в Соборе Белорусских святых. Это решение означает, что Русская Церковь заняла определенную позицию в вопросе о конфессиональной принадлежности св. Софии. Этот вопрос обострился в Беларуси в связи с 400 – летним юбилеем преставления слуцкой княжны, который отмечался в 2012 г. К этому времени были известны несколько публикаций, в которых доказывалось, что св. София Слуцкая была католичкой. Следуя польской историографии и используя архивные данные, такую точку зрения, в частности, отстаивает сотрудница Института истории АН Беларуси А.А. Скепьян[1]. Со своей стороны, церковные исследователи говорят о православной принадлежности св. Софии[2]. Такой подход представлен, в частности, в богато снабженной различными генеалогическими материалами книге Т.Г. Левишко о прав. Софии из рода Олельковичей[3].

Безусловно, введение в оборот новых документов и уточнение уже известных данных служат на пользу исторической науке. В определенной мере здесь опрадывается известное крылатое выражение discussio mater veritas est. Следует сказать, что позиция Православной Церкви также способна выдерживать научную критику. Доводы ad fidem не обязательно исключают доводы ad rationem. Прежде чем формулировать утверждения, необходимо разобраться с их основаниями, поэтому до разговора о чьем-либо вероисповедании, надо, в первую очередь, определить понятие «конфессиональной принадлежности».

В самом деле, вера связана с внутренней убежденностью и судить о ней объективно можно только тогда, когда она проявляется наружно. XVI в. в европейской истории был временем острых конфессиональных споров, когда члены одной фамилии оказывались в разных вероисповеданиях, переходили от одного убеждения к другому, и единственным внешним критерием конфессиональной принадлежности было участие в тех или иных богослужебных собраниях. Случалось, что кто-то со времени детского крещения считался католиком, но, получив образование в немецком университете, начинал посещать службы евангеликов и, порывая свои связи с Католической Церковью, становился лютеранином. Соответственно, бывало и наоборот. Яркий пример такой конфессиональной переменчивости на территории Речи Посполитой — канцлер Лев Сапега. Сначала он получил детское православное крещение, во время учебы в Германии перешел в модный тогда кальвинизм, а по возвращении обратно стал практикующим католиком и был одним из деятельных сторонников церковной унии[4].Таким образом, под влиянием жизненных обстоятельств вероисповедание могло меняться, и уже не детское крещение в костеле, церкви или кирхе определяло конфессиональную принадлежность, а церковный образ мысли и деятельности.

Что касается слуцких Олельковичей, то их приверженность Православию до сер. XVI в. не вызывает сомнений. Местом своего последнего упокоения они выбирали Киево-Печерскую лавру. Только двое из Олельковичей, перешедшие в католичество Ян Симеон († 1592) и Александр († 1591), были погребены не на территории лавры. Последние представители рода, прав. София и ее отец Юрий III († 1586), были похоронены в Слуцке, однако в киевской лавре в их честь были установлены памятные плиты[5], что свидетельствует о поддержке сложившейся традиции рассматривать слуцких князей как покровителей этого монастыря и Православия.

Открытое участие в церковной жизни предполагает принятие церковных таинств. Первым из них является святое Крещение. Согласно с ним задается начальная конфессиональная принадлежность, которую новообращенный призван сохранить на всю жизнь. В отношении крещения св. Софии Слуцкой высказаны два мнения: что оно было православное и что оно было католическое. Основанием для первого служит известная приверженность Православию ее отца Юрия Юрьевича, совершителем таинства мог быть духовник князя свящ. Малофей Стефанович[6]. Другое мнение утверждается на том, что супругой Юрия была католичка Барбара Кишка и по существовавшей практике сыновей в смешанном браке крестили бы в вере отца, а дочерей в вере матери. А.А. Скепьян, которая выдвигает последний аргумент, утверждает, что это «было традиционно для поликонфессиональных браков в роде Олельковичей»[7]. Однако при этом исследовательница впадает в противоречие с известными ей фактами. Смешанные браки Олельковичей начинаются с прадеда св. Софии Юрия I (1492—1542), который женился на Елене Радзивилл. Некоторые из его потомков также женились на католичках. В этом случае, по логике А.А. Скепьян, дочери в таких браках должны были получать католическое крещение. Однако за исключением двух случаев у Олельковичей, начиная с Юрия I, рождались только мальчики, которые в детстве получали православное крещение. Девочка родилась у самого Юрия I, и ее назвали Софией. Но относительно ее положительно известно, что она была крещена в Православии. Ее отец добивался разрешения на это у самого римского папы: «ac sobole, si qua suscepta fuerit, mascula Grecanica, alterius vero sexus Romano rittibus (admota primum lavacro Baptismatis) iniciatura» (потомство, которое будет, мужского пола по греческому обряду посвящать, а другого пола — по римскому, первенца же крестить в купели)[8]. Вторую свою дочь Юрий также хотел крестить в Православии, о чем просил уже короля Сигизмунда[9]. Выходит, что на практике не было примера, когда кто-либо из слуцких князей, оставаясь православным, согласился бы крестить своих детей в католичество только потому, что его супруга была католичка. Соответственно, нет оснований говорить о традиции католического крещения и в отношении св. Софии, последней из Олельковичей. Поскольку ее отец был еще жив, когда родилась его единственная дочь, наиболее вероятно, что он приказал крестить ее в Православии, в чем умирающему вряд ли было бы отказано. Заметим, что у св. Софии не было двойного имени, которое обычно давалось при католическом крещении.

Нужно учесть, что сохранение православной веры в роде Олельковичей имело значение также для наследования. Известно, что дед св. Софии Юрий II завещал в 1578 г. имения своим детям при условии сохранения православного вероисповедания[10]. Два его младших сына Ян Симеон и Александр перешли в католичество в начале 1580-х гг., во время своего путешествия по Европе для знакомства с учебными заведениями и европейскими обычаями. Старший сын Юрий III, ставший отцом св. Софии, знал о католичестве своих братьев, при этом он твердо оставался в Православии и имел все основания желать, чтобы его дочь также была православной с сохранением видов на все наследство Олельковичей.

После смерти Юрия III и вступления в новое замужество его вдовы Барбары, опекуном св. Софии стал Юрий Ходкевич, приходившийся ей двоюродным дядей. Юрий Ходкевич умер в 1595 г., однако к этому времени он успел ради своей женитьбы на племяннице Криштофа Радзивилла Перуна подписать договоренность о будущем браке своей воспитанницы Софии и Януша, сына Криштофа Радзивилла. В ходе всех этих перипетий, когда будущее замужество богатой наследницы слуцких князей еще не приобрело полной определенности, ее религиозное воспитание также могло не иметь заданной направленности. Однако с переходом опеки над св. Софией к брату Юрия Ходкевича Иерониму естественно полагать, что она воспитывалась уже как католичка вместе с детьми Ходкевича. Без какого-либо формального чина перехода в католичество несовершеннолетнюю девочку могли водить в костел на праздничное богослужение, учить молитвам и постам, а также причащать под одним видом. Таким образом, получив православное крещение, что представляется наиболее вероятным, по превратностям судьбы св. София воспитывалась в католической семье как католичка.

Не останавливаясь особо на дальнейшей истории заключения брака св. Софии Слуцкой и Януша Радзивилла, можно утверждать, что как для опекунов невесты, так и для покровителей жениха различие вероисповеданий не рассматривалось как непреодолимое препятствие. Однако Ходкевичи использовали его в брачных переговорах как довод в свою пользу. Известно, что Януш Радивилл всегда был кальвинистом[11]. Но когда в 1598—1599 гг. отношения между Ходкевичами и Радзивиллами резко обострились и первыми была предпринята попытка разорвать договоренность о браке, в качестве препятствия была выставлена четвертая степень родства между женихом и невестой[12]. В начале 1600 г. конфликт достиг своего апогея. 6 февраля св. София сделала заявление перед свидетелями, что она не хочет вступать в брак с Янушем не только по причине их близких родственных отношений, но и разности веры: «Пан Януш Радивил не ест набоженства костела кателицкого, которогом я ест»[13].

Здесь уместно сделать замечание, что слово «католический» (catholicus) не являлось в то время непременным указанием на католическое вероисповедание. И православные, и католики считали свою веру «кафолической», т.е. правильной. Для указания более точного различия между ними употреблялись выражения «вера римская», «вера греческая». Когда же шла речь о новоявленной вере «евангеликов» (протестантов), тогда им противопоставлялась «религия католическая /кафолическая», что и имело место в упомянутом ответе св. Софии Слуцкой. Следует также учесть, что после заключения Брестской унии в 1596 г. в Речи Посполитой декларировалось единство вероисповедания, когда православные объявлялись католиками согласно присяге своего высшего духовенства папе римскому. Таким образом, слова св. Софии конкретизируют не столько ее собственное вероисповедание, сколько различие ее веры с верой жениха.

Спустя четыре месяца после отказа св. Софии выйти замуж последовало вынужденное согласие ее опекунов на брак. Угроза большого штрафа в пользу Радзивиллов в случае расторжения брачного договора и их связи при дворе сделали свое дело. Ни родство, ни различие вероисповеданий, ни нежелание самой княжны уже не считались препятствиями для брака. Очевидно, что Ходкевичи вполне распоряжались волей и словом своей подопечной, смотря по обстоятельствам. Стороны оговорили условия брака. Криштоф Радзивилл особым письмом от 13.06.1600 давал гарантии за сына, что тот примет во внимание разницу в вере со своей невестой и не будет стеснять ее в вероисповедании или принуждать к выходу из него. В частности, княжна будет вольна иметь при себе «священника согласно веры своей римской», другим духовным при костелах римских и церквях русских никаких препятствий чиниться не будет, реформатские же кирхи («зборы») Януш не будет умножать в Слуцком княжестве[14]. Документ примечателен тем, что здесь определенно вера св. Софии названа «римской». Очевидно, что Ходкевичи старались не допустить, чтобы их подопечная, вступая в брак с кальвинистом, переменила веру, как писал об этом 22.07.1600 Иероним Ходкевич к Николаю Криштофу Радзивиллу Сиротке, «чтобы госпоже не открылись врата ереси»[15]. К этим важным документам нужно присоединить еще один, в котором Криштоф Радзивилл удостоверяет, что венчание должно будет совершиться 15 октября в брестском замке «ксендзом религии римской», которого возьмет с собой князь Януш[16]. Таким образом, в более детальных условиях совершения брака слуцкая княжна определенно называется католичкой в принятом смысле. Можно объяснить это тем, что здесь сказалось ее воспитание в католической семье.

При совершении брака существовали определенные церковные правила. Добровольное согласие брачующихся является непременным условием совершения таинства. Со стороны св. Софии это неоднократно оговаривалось в брачных договорах между Ходкевичами и Радзивиллами. Ее предварительное согласие было получено от лица опекунов, а при самом венчании было необходимой частью церемонии. Но чтобы дело дошло до этого, непременно должен был решиться вопрос с получением диспенсации (исключения из правил) от папы римского. Согласно католическому праву, смешанные браки запрещены (Corpus Juris Canonici, c. 1124), и на их совершение в то время требовалось особое разрешение из Рима. Условием для получения такой диспенсации являлось обещание некатолической стороны не стеснять в вере католическую сторону и не препятствовать крещению и воспитанию будущих детей в католической вере (Corpus Juris Canonici, c. 1125,1). Кроме того, брак запрещался до четвертого колена кровного родства по боковой линии (Corpus Juris Canonici, c. 1091,2). В данном случае имело место родство по свойству через Екатерину Тенчинскую, которая приходилась бабушкой св. Софии Слуцкой и мачехой Янушу Радзивиллу. Наконец, венчание должно было совершиться в присутствии католического священника в приходской церкви (Corpus Juris Canonici, c. 1108,1; 1118,1). Священник при свидетелях спрашивал о согласии брачующихся и объявлял брак состоявшимся.

Насколько позволяют источники, можно утверждать, что названные формальности при совершении брака между Янушем и св. Софией, перенесенного с 15 на 1 октября 1600 г., не были полностью соблюдены. Во-первых, от папы римского не получили диспенсации. Возможно, это было связано с кончиной родственника Януша кардинала Юрия Радзивилла († 23.01.1600), который должен был похлопотать о деле в Риме[17]. В настоящее время известны два текстовых варианта обращения жениха к папе. Один из них, опубликованный в «Собрании древних грамот и актов Минской губернии», датируется 20.07.1600. Здесь Януш Радзивилл рекомендовался как «принимающий (поддерживающий) католическую веру» (mihi quoque Religionem Sanctam Catholicam suscipienti)[18], что было далеко от истины. По-видимому, одного препятствия в четвертой степени родства уже было достаточно, чтобы указывать еще на другое, не менее серьезное препятствие, — различие в вере. Его решили не упоминать. Таким образом обходился бы вопрос и о воспитании будущих детей в католичестве. Обнаружение всех обстоятельств дела в Риме вполне могло стать препятствием для выдачи диспенсации кальвинисту. Второй вариант обращения к папе был обнаружен А.А. Скепьян в архиве Ходкевичей и также опубликован[19]. Письмо не датировано (повреждено?). Здесь нет слов об отношении Януша Радзивилла к католической вере, но также нет никаких гарантий в отношении вероисповедания невесты и католическом крещении будущих детей. Оба варианта при всех различиях заключают одну суть, и показывают лишь разные тактические ходы для получения диспенсации. Так или иначе, но она не была получена даже в 1602 г., когда между Ходкевичами и Янушем Радзивиллом вновь поднялся спор об имениях слуцкой княжны. Ян Кароль Ходкевич и Януш Радзивилл условились 13.04.1602 при свидетелях, что, хотя брак уже состоялся (już małżeństwo za przejrzeniem Bożym efekt swój wzięło), св. София вместе с Ходкевичами может стараться о получении диспенсации в Риме (swej staranie czynić u Ojca Papieża o dyspensacyą)[20]. Во-вторых, без официального разрешения от папы никакой католический священник не имел права объявить брак Януша и св. Софии. Видимо, этим объясняется то, что Радзивиллы вызвались сами найти и доставить такого священника, хотя в Бресте имелся свой фарный костел, при котором жил местный плебан. Впоследствии именно превышение полномочий прибывшим ксендзом, совершившим брак за деньги Радзивиллов и наказанным за это духовным судом, послужило основанием опротестовать совершившееся со стороны Александра и Яна Кароля Ходкевичей[21].

Учитывая указанные обстоятельства, можно предполагать, что обряд бракосочетания Януша Радзивилла и св. Софии Олелькович не совершался в католическом костеле. Не мог он совершиться и в замковой церкви св. Спаса, ни в Никольском соборе возле замка, поскольку эти храмы были уже униатскими, а местный архиерей Ипатий Потей вряд ли стал бы игнорировать отсутствие диспенсации на этот брак. Поскольку при заключении смешанного брака не совершается месса, церемонию можно было совершить и в домашних условиях, что наверняка и сделал приглашенный Радзивиллами ксендз. Для этого наиболее подходящим местом в замке была резиденция воеводы Криштофа Зеновича.

Брак, заключенный с нарушением канонических норм Католической Церкви, не считался законным. Однако по апостольской заповеди «жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7:13) существовала рекомендация не расторгать такой брак католической стороной[22]. Св. София до конца осталась верна высказанному согласию и не оставила своего мужа-кальвиниста, несмотря на все перипетии и сложности, связанные с заключением этого брака.

Став совершеннолетней и выйдя замуж за Януша Радзивилла, молодая княжна вышла из-под опеки католиков Ходкевичей. Естественно ожидать, что в условиях самостоятельности она засвидетельствует делами ту конфессиональную принадлежность, которая соответствовала бы ее внутреннему убеждению. Сами внешние обстоятельства способствовали этому. В Слуцке еще памятно было, как митр. Михаила Рагозу, прибывшего сюда вводить унию в 1598 г., камнями выпроводили из города[23]. Его наместник свящ. Афанасий Герасимович, утвержденный в своих правах новым митр. Ипатием Потеем, получил задание продолжать утверждение унии в Слуцке. Сам митрополит в послании к слуцкому духовенству в посланиях в мае и июне 1600 г. прозрачно намекал, что в случае неповиновения Потей будет вести себя не так, как Рагоза[24]. Таким образом, было немаловажно, какую позицию займет в отношении унии и католичества св. София Слуцкая.

Известно, что княгиня передала все права на Слуцкое княжество своему мужу Янушу Радзивиллу[25], поэтому все бумаги по управлению имениями подписывал либо ее муж, либо они вдвоем. Что же касается Радзивилла, то он не только был кальвинистом по вероисповеданию, но и сторонником союза православных и протестантов против унии, продолжал в этом отношении линию своего отца Криштофа[26]. Если бы св. София была ревностной католичкой, то у нее были бы все основания защищать унию в Слуцке. Однако она ведет себя совершенно наоборот. Ее бывший опекун Иероним Ходкевич 28.12.1599 передал Троицкий слуцкий монастырь в ведение униатскому митр. Ипатию Потею, чтобы обитель находилась в унии с Римом[27]. Но прошел год, и 31.12.1600 Потей жалуется Николаю Криштофу Радзивиллу Сиротке, что Януш выгнал из монастыря униатского наместника и передал его православным под влиянием своей жены Софии[28]. С этого времени уния в Слуцке исчезает, и город становится настоящим оплотом православной веры.

Важным шагом к утверждению Православия в Слуцке было восстановление Преображенского братства, основанного еще отцом св. Софии Юрием III. 6.05.1606 Януш Радзивилл подтвердил, что Преображенская церковь принадлежит братству[29]. Закрепление юридических прав позволило братству в дальнейшем не только «расти и множиться», но даже получить ставропигию от патр. Иерусалимского Феофана[30]. Хотя имя св. Софии при этом не упоминается, можно с уверенностью полагать, что поддержка братчикам оказывалась с ее участием. Ведь даже в таком деле как выдача 3.12.1611 презенты свящ. Дмитрию Захаревскому на церковь в селе Монастырцы стоит подпись не только Януша, но и св. Софии[31].

Частые отлучки мужа, слабое здоровье и две неудачные беременности естественным образом способствовали росту религиозности слуцкой княжны. Здесь можно оставить в стороне «пикантные» подробности семейной жизни Софии Олелькович, которые решила отметить А. Скепьян[32]. Вызывает сомнения ее компетенция ставить медицинский диагноз Янушу Радзивиллу: было или нет у него венерической заболевание, однако оно не мешало ему иметь детей от второй жены. Анекдотический же эпизод супружеской измены княжны с Яном Осмольским представляет собой типичный образец «великосветской хроники». Думается, что религиозное утешение помогло св. Софии преодолеть личные скорби. Не случайно на ее гробе впоследствии будет написано «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»[33]. Повсюду в городе она видела православные храмы, которые строили и украшали Олельковичи. Местное духовенство наверняка не преминуло напомнить ей об этом. По примеру своих предков и св. София решила сделать собственноручный вклад на церковь. Согласно местному преданию, она вышила священническое облачение (фелонь и епитрахиль), которое находилось в Свято-Троицком монастыре[34].

9 марта 1612 г. княжна скончалась при третьих родах. Родившаяся дочь Екатерина пережила свою мать всего на шестнадцать часов. Организация погребения св. Софии со всей отчетливостью поставила вопрос о ее конфессиональной принадлежности. Покойная, по свидетельству поэта Радзивиллов Соломна Рысинского, завещала похоронить себя в православном монастыре[35]. Но при этом из ответа Виленского католического бискупа Бенедикта Войны от 15.04.1612 Льву Сапеге становится известной просьба отпеть ее po katolicku. Ответ дается уклончиво-отрицательный: «Я не запрещаю, но могу позволить только в той мере, которая возможна» [36]. Глухие сведения о том, что княгиня была за что-то отлучена (excommunicowana), содержатся и на обороте письма Януша Радзивилла тому же Льву Сапеге 3.05.1612 с приглашением прибыть на погребение в Слуцк 28 мая[37]. В одной родословной записи Радзивиллов со ссылкой на Альберта Кояловича († 1677) этот акт отлучения связывался с отсутствием диспенсации на брак («то ли она не была дана, то ли о ней не позаботились и обошлись без нее»)[38]. Польский геральдист Симон Окольский († 1653) считал княгиню католичкой (Catholica), которую похоронил в «русской церкви» муж-еретик[39]. Однако факт погребения св. Софии в церкви Святой Троицы дал основание еще одному составителю генеалогии Радзивиллов записать, что она wiary byla Ruskiey, т.е. Православной[40]. Как видим, мнения о вероисповедании княжны расходились, но были едины в том, что ее погребение не совершалось по латинскому обряду. Очевидно, духовная католическая власть не считала ее католичкой.

Подводя итог сказанному, можно с большой долей уверенности предполагать православное крещение св. Софии в младенческом возрасте. Когда опекунами сироты стали католики Ходкевичи, княжна воспитывалась как католичка, что и обнаружилось в ходе брачных перипетий. Разница веры и степень родства с Янушем Радзивиллом делала их брак незаконным с точки зрения канонов Католической Церкви. Возможно, что вскоре после организованной Радзивиллами свадьбы на молодую жену была наложена санкция (экскоммуникация, т.е. отлучение). Оказавшись без опекунов в родном городе, св. София восстановила свою связь с Православной Церковью, в нужды которой она вошла из-за конфликта вокруг церковной унии. Предчувствуя свою кончину во время тяжелой болезни, княжна сделала свой религиозный выбор, который стал делом всей ее скорбной жизни, — завещала похоронить себя в православном храме. С того времени ведет свое начало устойчивая местная традиция почитать ее как человека праведной жизни, что послужило основанием для последующего прославления Софии Слуцкой в лике святых Православной Церкви.

 

27.10.2017              священник Алексий Хотеев

 

[1] Скеп`ян А. Да пытання пра веравызнанне Соф’і Слуцкай і яе апекі над праваслаўнымі / А. Скеп’ян // Беларускі гістарычны часопіс. – № 10. – 2006. –  С. 46 –51. Она же: Хто такая Соф’я Слуцкая – каталічка ці праваслаўная // Знакамітыя мінчане. Постаці і роля жанчын у грамадскім і культурным жыцці Мінска і Міншчыны у XIX – пач. XX ст.: Матэрыялы VII беларуска-польскай навукова-тэарытычн. канф.: Мінск, 26 красавіка 2012. / Польскі Інстытут у Мінску; рэдкал. А. Вялікі (і інш.), навук. рэд. А. Вялікі і З. Вінніцкі. — Мн.: Выд. В. Хурсік, 2013. — С. 219—231. Она же: Князі Слуцкія. / А. Скеп’ян — Мінск: Беларусь, 2013. С. 152—205.

[2] Мельников А.А. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. / А.А. Мельников — Мн.: Издательство Белорусской Православной Церкви, 1992. — С. 188—193. Антоник, В. прот. О святой праведной Софии Слуцкой // Верныя веры бацькоў. Зборнік матэрыялаў царкоўна-навуковай канферэнцыі, прысвечанай 400-годдзю спачыну святой праведнай Сафіі Слуцкай і заснавання Свята-Петра-Паўлаўскага сабора ў Мінску: Мінск, 3 мая 2012. / прот. В. Антоник. Мн.: Прыход Свята-Петра-Паўлаўскага сабора, 2013. — С. 30—49. Богодзяж, Н.К., Масленицына, И.А. К вопросу о так называемых «католических» грамотах Софии Олелькович. / Н.К. Богодзяж, И.А. Масленицына. // Там же, С. 92—98.

[3] Левишко Т.Г. Заступница Земли Белорусской святая София Слуцкая из рода князей Олельковичей / Т.Г. Левишко. — Мн.: Энциклопедикс, 2014. — С. 8—48.

[4] Шпакаў А.С. Леў Сапега – праваслаўны, каталік, пратэстант? / А.С. Шпакаў. // Леў Сапега (1557-1633 гг.) i яго час : зб. навук. арт. Рэд. кал. С.В.Марозава [і інш.]. - Гродна : ГрДУ, 2007. — С. 292—294.

[5] Скеп`ян А. Князі Слуцкія. / А. Скеп’ян — Мінск: Беларусь, 2013. — С. 117, 203.

[6] Левишко Т.Г. Заступница Земли Белорусской святая София Слуцкая из рода князей Олельковичей / Т.Г. Левишко. — Мн.: Энциклопедикс, 2014. — С. 8.

[7] Скеп`ян А. Хто такая Соф’я Слуцкая – каталічка ці праваслаўная // Знакамітыя мінчане. Постаці і роля жанчын у грамадскім і культурным жыцці Мінска і Міншчыны у XIX – пач. XX ст.: Матэрыялы VII беларуска-польскай навукова-тэарытычн. канф.: Мінск, 26 красавіка 2012. / Польскі Інстытут у Мінску; рэдкал. А. Вялікі (і інш.), навук. рэд. А. Вялікі і З. Вінніцкі. — Мн.: Выд. В. Хурсік, 2013. — С. 220.

[8] Theiner A. Vetera Monumenta Poloniae et Lithuaniae. — Romae, 1861. — T. II — P. 463.

[9] Скеп`ян А. Князі Слуцкія. / А. Скеп’ян — Мінск: Беларусь, 2013. — С. 47.

[10] Минская старина. — Мн.: Губернская типография, 1913 — Вып. IV. — С. 3.

[11] Завещание Януша Радивилла от 11.07.1620. // Augustyniak U. Testamenty ewangelikow reformowanych w Wielkim Ksiestwie Litewskim. Warszawa, 1992. — S. 169.

[12] Скеп`ян, А. Князі Слуцкія. / А. Скеп’ян — Мінск: Беларусь, 2013. — С. 171.

[13] Цит. по: Бабкова В.У. Тры дакументы пра Зафею Слуцкую / В.У. Бабкова // Архіварыус: Вып. 2. Мн.: БелНДІДАС, 2004. — С. 89.

[14] Ліст Крыштафа Радзівіла, якім ен абавязуецца захаваць недатыкальнасць і захаванне фундацыі на касцелы і цэрквы, выданыя раней. 13.06.1600. // Дадаткі / Скеп`ян, А. Князі Слуцкія. / А. Скеп’ян — Мінск: Беларусь, 2013. — С. 221—222.

[15] Там же. С. 180.

[16] Ліст Крыштафа Радзівіла на наданне шлюба паміж Соф’яй Алелькаўнай княжною Слуцкай і Янушам Радзівілам каталіцкім святаром. 13.06.1600. // Дадаткі / Скеп`ян, А. Князі Слуцкія. / А. Скеп’ян — Мінск: Беларусь, 2013. — С. 223.

[17] Скеп`ян А. Князі Слуцкія. / А. Скеп’ян — Мінск: Беларусь, 2013. — С. 181.

[18] Там же. С. 182.

[19] Там же. С. 182.

[20] APKr. AMCh 52, nr. 29. S. 585.

[21] Скеп`ян А. Князі Слуцкія. / А. Скеп’ян — Мінск: Беларусь, 2013. — С. 186.

[22] Corpus Juris Canonici. — Graz : Akademische Druck und Verlagsanstalt, 1959. — P. 1. Decretum Gratiani.— C. 28. Q.1. c.9. — P. 1083—1086.

[23] Макарий (Булгаков) митр. История Русской Церкви. — М., 1996. — Кн. 6. — С. 159.

[24] Акты Западной России. СПб., 1851. — Т. 4 — С. 239—240.

[25] Скеп`ян А. Князі Слуцкія. / А. Скеп’ян — Мінск: Беларусь, 2013. — С. 187.

[26] Kempa T. Wobec kontrreformacji: Protestanci i prawosławni w obronie swobód wyznaniowych w Rzeczypospolitej w końcu XVI i w pierwszej połowie XVII wieku. — Toruń: Wydawnictwo Adam Marszałek, 2007. — S. 532—533.

[27] Акты Западной России. СПб., 1851. — Т. 4 — С. 202.

[28] Жукович П.Н. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией (до 1609 г.). Вып. 1.— СПб., 1901. — С. 395, 396. Примеч. 838.

[29] Минская старина. — Мн.: Губернская типография, 1913 — Вып. IV. — С. 68.

[30] Собрание древних грамот и актов городов Минской губернии. — Мн.: Губернская типография, 1848. — С. 142—143.

[31] Минская старина. — Мн.: Губернская типография, 1913 — Вып. IV. — С. 6. Брэгер Г.М., Лінская Л.А. Фрагмент архіва слуцкага Трайчанскага Свята-Траецкага манастыра ў фондах НМГІКБ // Беларускі археаграфічны штогоднік. Вып. 5. — Мн.: БелНДІДАС, 2004. — С. 53.

[32] Скеп`ян А. Князі Слуцкія. / А. Скеп’ян — Мінск: Беларусь, 2013. — С. 196—197.

[33] Серно-Соловьевич Ф.Ф. Православный город Слуцк и его святыни. — Вильна: Тип. А.Г. Сыркина, 1896. — С. 31.

[34] Там же. — С. 36.

[35] Скеп`ян А. Князі Слуцкія. / А. Скеп’ян — Мінск: Беларусь, 2013. — С. 201.

[36] Левишко Т.Г. Заступница Земли Белорусской святая София Слуцкая из рода князей Олельковичей / Т.Г. Левишко. — Мн.: Энциклопедикс, 2014. — С. 88.

[37] Там же. – С. 89.

[38] Там же. — С. 55.

[39] Антоник, В. прот. О святой праведной Софии Слуцкой // Верныя веры бацькоў. Зборнік матэрыялаў царкоўна-навуковай канферэнцыі, прысвечанай 400-годдзю спачыну святой праведнай Сафіі Слуцкай і заснавання Свята-Петра-Паўлаўскага сабора ў Мінску: Мінск, 3 мая 2012.— Мн.: Прыход Свята-Петра-Паўлаўскага сабора, 2013. — С. 43.

[40] Левишко Т.Г. Заступница Земли Белорусской святая София Слуцкая из рода князей Олельковичей / Т.Г. Левишко. — Мн.: Энциклопедикс, 2014. — С. 102.


Назад к списку