Поставленный для рассмотрения вопрос представляет интерес в нескольких отношениях. Во-первых, развитие епархиальной структуры Русской митрополии в начальный период ее истории имеет связь с Крещением Руси и поэтому ведет к изучению обстоятельств этого события, довольно скудно освещенного в письменных источниках. Во-вторых, можно проследить зависимость церковной организации от территориально-государственной структуры древней Руси. И наконец, в третьих, из далекой исторической перспективы можно посмотреть на увеличение числа епископских кафедр в Русской Церкви, доведенных в настоящее время до 301.
Действительно, уже в Никоновской летописи учреждение первых епархий представляется как спланированный, почти единовременный акт. Согласно ее записи, у первого митр. Михаила были шесть епископов от «Фотия патриарха», с которыми он совершал свои миссионерские путешествия, а затем князь Владимир разделил Русскую землю между двенадцатью сыновьями и «во всех княжениях соборные церкви епископам сотвори», второй митр. Леонт в 992 г. поставил епископов в Новгород, Чернигов, Ростов, Владимир, Белгород «и по иным многим градом» [7, с. 64, 65]. Степенная книга прямо связывает разделение Руси при Владимире с учреждением епархий: «Задумал блаженный Владимир обсудить благой замысел с отцом своим, преосвященным митрополитом всея Руси Леонтием, чтоб разделить ему всю землю Русской его державы в наследие сыновьям своим и учредить в городах епископов в довершение благочестия. […] И повелел обо всем им с епископами советоваться: как язычников в благочестивую веру обращать, и как капища идольские разорять, и как всяческое нечестие истреблять, и как церкви Божии воздвигать, и как самим им от всякой нечистоты и от всякого обмана и неправды удаляться» [11, с. 113—114]. Такое представление о начале епархиальной структуры на Руси было воспринято церковной историографией и стало традиционным [4, с. 22; 2, с. 37; 3, с. 182—183]. Сравнение с устройством греческой Церкви даже навело акад. Е.Е. Голубинского на следующее рассуждение: «Если бы поставить своей задачей сделать епископов так же близкими во всяком смысле к их паствам, как это было в Греции, нужно было бы учредить епископий ни как не менее ста два», но поскольку каждого епископа нужно было достойно содержать, «громаднейшая Россия по необходимости имела быть разделена на такое малое количество епархий, что каждая наша епархия равнялась десяткам двум-трем епархий греческих» [1, с. 332—334]. Отсюда следует вывод, что иное епархиальное деление привело к иному по сравнению с Грецией характеру церковного управления, т.е. более авторитарному.
Однако отмеченная схема скорее соответствует представлению о том, как «должно было быть» или «как могло быть», но остается открытым вопрос о том, как же все было ближе к действительности. Ведь любые намерения по-необходимости увязываются с реальными возможностями и имеющимися обстоятельствами.
В самом деле, с большей или меньшей степенью последовательности поименованные русские епископы появляются в летописях с 70-90 -х гг. XI в. Исключение составляют списки митрополитов Киевских и епископов (а затем архиепископов) Новгородских [6, с. 473]. Именно в это время фигурируют названные под 992 г. Никоновской летописью епископы Неофит Черниговский, Стефан Владимирский и Никита Белгородский [13, с. 207, 210, 211]. Возможным объяснением такого переноса по дате имен названных епископов служит то, что они были записаны в церковные помянники (синодики), что велись при кафедрах и монастырях, без указания лет правления. Поскольку в XVI в. стала доминировать схема единовременного учреждения большинства русских кафедр при митр. Леонте, имена первых епископов, указанных в поминальных списках, были увязаны с хиротониями под 992 г.
При рассмотрении вопроса о развитии епархиальной структуры в древней Руси следует принять несколько исходных положений: что Русская митрополия была образована в 996—997 г., как утверждает Я.Н. Щапов на основании перечня греческих митрополий [13, с. 28]; что и в древней Руси действовало правило производить церковное деление согласно делению гражданскому (38 пр. Трулльского собора); что неизменным оставалось правило поставлять нового епископа двум или трем епископам (1 Апостольское пр.). Отсюда следует, что раз Русская Церковь была устроена на началах особой митрополии, она должна была изначально состоять из трех-четырех епархий. К концу XI в. на Руси становятся известными 8 епархий: Киевская (митрополичья), Новгородская, Белгородская, Владимирская (на Волыни), Переяславская, Черниговская, Ростовская, Юрьевская. Если к ним прибавить еще Полоцкую и Туровскую, основанные вероятно также в изучаемый период, то получится 10 епархий (оставим в стороне вопрос о статусе епархии Тмутараканской).
Согласно канонам, рукоположение каждого епископа в своей митрополии совершает митрополит (28 пр. IV Вселенского Собора). В свою очередь, посвящение или назначение каждого нового главы Русской митрополии совершалось в Константинополе после получения известия о кончине прежнего митрополита. По дальности расстояния перемена занимала, по меньшей мере, один год [13, с. 191]. Это порой приводило к задержкам в посвящении русских епископов. В частности, после смерти еп. Новгородского Иоакима Корсунянина в 1030 г. в качестве преемника намечался его ученик Ефрем, но поскольку в это время умер и митр. Киевский Иоанн I, поставление затянулось, и Ефрем так и не принял посвящения: в 1035 г. в Новгород митр. Феопемптом был поставлен Лука Жидята [9, с. 136]. Еще одним обстоятельством, влияющим на епископские хиротонии в Киеве, были княжеские усобицы вокруг этого стольного города: 1015—1018, 1024, 1068—1069, 1073, 1076. Так, во время борьбы между Ярославичами, при митр. Георгии (1055—1077), русские епископы собирались, видимо, не часто. Известно, что они были вместе в 1072 г. ради прославления свв. Бориса и Глеба [8, с. 78].
Для изучения структуры епархиального деления важно рассмотреть вопрос о государственном делении древней Руси. В настоящее время считается принятым, что Русская земля до XII в. не знала уделов или вотчин (за исключением Полоцкой земли, которая стала уделом потомков Изяслава Владимировича). Основой административного деления была система наместничеств, которые учреждал киевский князь. В тексте первого договора с греками 907 г. такими центрами управления отмечены Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и неназванные другие города, в которых сидели «великие князья», подчиненные киевскому князю [8, с. 17]. Князь Владимир в 988 г. роздал своим сыновьям города Новгород, Полоцк, Туров, Ростов, Владимир (Волынский), Муром, Овруч (в земле древлян), Тмутаракань [8, с. 54]. Князь Ярослав распределил между своими сыновьями Киев (вместе с Новгородом), Чернигов, Переяславль, Владимир (Волынский) и Смоленск [8, с. 70]. Сходство и различия при распределении городов объясняются факторами как объективными (величина города и его области, богатство), так и субъективными (воля великого князя). Очевидно, что единой и неизменной картины государственного деления Русской земли в XI в. не существовало. Следовательно, и епархиальное деление Русской митрополии имело в рассматриваемый период изменяющийся характер. Можно утверждать постоянное нахождение архиерейских кафедр в Киеве и Новгороде, что же касается других городов, то необходимо учитывать перемены административного управления при каждом переделе великокняжеского наследства. Епархия, получившая начало при одних обстоятельствах, могла недолго существовать при других. Ситуация стабилизировалась естественным образом с развитием удельной системы в XII в., когда для каждого амбициозного князя иметь в своем городе епископскую кафедру стало делом престижа.
Примечателен факт существования в 70—80-х гг. XI в. кроме Русской еще двух митрополий (титулярных ?) в Чернигове и Переяславле. Это связывается с установлением т.н. «триумвирата» Ярославичей, а именно с укреплением взаимного паритета трех соправителей [5, с. 102—103; 13, с. 60]. Однако подобное объяснение представляется не убедительным. Весьма спорно, что даже их области-княжения были равными [12, с. 45]. Кроме того, идея совместного действия Изяслава, Святослава и Всеволода предполагает церковное единство, а разделение Русской Церкви на митрополии становится зримым знаком обособления. Думается, что учреждение новых митрополий в Чернигове и Переяславле обусловлено не столько внутриполитическими обстоятельствами, сколько церковными: то была попытка развить епархиальную структуру по греческому образцу основанием нескольких митрополий. Вероятно, эта идея вынашивалась еще Ярославом, который не только умножал церкви, но и инициировал самостоятельное посвящение митр. Илариона, а также строительство соборов в честь Св. Софии в Киеве лично и в Новгороде вместе с сыном Владимиром. По всей видимости, та же киевская артель зодчих принимала участие и в возведении Софийского собора в Полоцке [10, с. 31—32]. Строительство таких крупных и величественных храмов предполагает их особые функции как кафедральных соборов. Софийский храм в Киеве задумывался как митрополичий [8, с. 66], думается, что и другие две Софии имели то же назначение.
Наконец, следует сказать несколько слов об учреждении самих русских епархий в XI в. Отрывочность и скудость летописных известий о начале русской иерархии позволяет говорить об этом только с большей или меньшей степенью вероятности. Исходя из того, что для организации правильного порядка замещения епископских кафедр необходимо наличие двух-трех архиереев, начальное количество епархий на Руси было не меньше трех-четырех. Киев и Новгород, естественно, были в числе первых кафедральных городов. Что же касается других городов, то здесь можно строить только предположения. По причине удаленности Новгорода у митрополита должен был быть ближайший помощник. Таковым стал епископ Белгородский (в настоящее время это с. Белогородка в 13 км. юго-западнее Киева). В первой половине XI в. вероятно образование епархий в Чернигове, Переяславле, Полоцке и Турове. Во второй половине XI в. были учреждены Владимиро-Волынская, Ростовская и Юрьевская епархии. Такое распределение епархий по времени их основания делается по принципу, что образование епархии не должно намного отстоять от времени первого упоминания своего епископа [13, с. 207—213].
Подводя итог сделанным наблюдениям, хочется высказать сомнение в обоснованности традиционного для церковной историографии взгляда на планомерное учреждение большинства епархий Русской митрополии при св. князе Владимире. Предпочтительнее выглядит взгляд на это дело как на растянувшийся во времени процесс. Постепенным наращиванием числа епархий можно объяснить, в частности, появление трех митрополий на Руси в период правления старших Ярославичей. Кроме того, изменчивость административной структуры древнерусского государства, усобицы, перерывы между служениями митрополитов, вызванные кончиной одного и назначением другого, затрудняли развитие епархиальной структуры митрополии на Руси в XI в. Становление системы удельных княжений в последующие века способствовало закреплению епархиальных кафедр в удельных городах, но при этом и для самих русских митрополитов, и для константинопольских патриархов стало характерным стремление сохранить единство Русской (Киевской) митрополии.
Источники и литература:
1. Голубинский, Е.Е. История Русской Церкви. / Е.Е. Голубинский — М.: Издательство Крутицкого подворья, 1997. — Т.1. Ч.1. — 968 с.
2. Доброклонский, А.П. Руководство по истории Русской Церкви. / А.П. Доброклонский — М.: Издательство Крутицкого подворья, 2009. — 936 с.
3. Карташев, А.В. Очерки по истории Русской Церкви. / А.В. Карташев — М.: Терра, 1993. — Т. 1. — 687 с.
4. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. / митр. Макарий (Булгаков) — М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. — Кн. 2. — 704 с.
5. Назаренко, А.В. Митрополии Ярославичей во второй половине XI века.// Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2007, № 1. — С. 85—103.
6. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.: АН СССР, 1950. — 561 с.
7. Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей в 43 томах. Т. 9. — СПб., 1862. — 256 с.
8. Повесть временных лет. Подгот. текста Д.С. Лихачева. — СПб.: Наука, 1996. — 669 с.
9. Псковские и Софийские летописи // Полное собрание русских летописей в 43 томах. Т. 5. — СПб., 1851. — 277 с.
10. Раппопорт, П.А. Зодчество Древней Руси. / П.А. Раппопорт — М.: Наука, 1986. — 160 с.
11. Степенная книга // Полное собрание русских летописей в 43 томах. Т. 21. Ч. 1. — СПб.: 1908. — 342 с.
12. Цукерман, К. Дуумвираты Ярославичей: к вопросу о митрополиях Чернигова и Переяславля // Дьнєслово. Збірка праць на пошану дійсного члена Національної академії наук України Петра Петровича Толочка з нагоди його 70 - річчя – К.: Корвінпрес, 2008. – С. 40—50.
13. Щапов, Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси X—XIII веков. / Я.Н. Щапов — М.: Наука, 1989. — 232 с.
Выступление на Международных историко-краеведческих чтениях «Днепровский паром» 6-8 августа 2017 г. г.Лоев, Гомельская обл., Республика Беларусь.
01.11.17 Свящ. Алексий Хотеев