Единство в многообразии

В день новозаветной Пятидесятницы начала свой земной путь христианская Церковь. С этого времени она постоянно росла и ширилась, получая ежедневное приращение спасаемых. Из Иерусалима апостольская проповедь простерлась на другие города Малой Азии, достигла европейского континента и прозвучала в столице Римской империи. Включая разные страны и народы, Церковь христианская приобретала местный культурный колорит, но при этом оставалась внутренне единой по исповеданию веры и молитвенному общению. Образовался особый Pax Christiana («христианский мир»), который преодолевал географические, этнические и государственные границы, связывая различные части света между собой. Организация Вселенской Церкви, обнимающей этот христианский мир, с течением времени менялась. Фомы церковного управления в определенной местности консолидировались, появлялась поместная Церковь с обособленной от других структурой своего руководства. На фоне всего этого от церковного организма по разным причинам отделялись целые сообщества, среди христиан происходило конфессиональное разделение. Как и почему происходили такие перемены, какие исторические события их ознаменовали, что обусловливало единство поместных Православных Церквей при всех различиях их исторического существования? Думается, что ответы на эти вопросы актуальны для нашего времени, когда угроза новых расколов внутри Православия нарастает. Новая рубрика, открываемая в нашей газете, будет рассказывать об исторических судьбах поместных Православных Церквей, причинах и обстоятельствах получения ими автокефалий, и вместе с тем – о том, что соединяет всех православных в Единую Вселенскую Церковь.

В Символе православной веры учение о Церкви выражено краткой формулой: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Значение этого пункта веры возрастает в связи с появлением различных ересей и расколов, которые разрывают единство церковное. Разделения начались еще в апостольские времена. Уже тогда спорили и доказывали: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов» (1 Кор. 1:12). Так, ссылаясь на авторитеты, спорящие отстаивали, по сути, только свое личное мнение, свои собственные трактовки. В таких случаях забывалось евангельское «повеждь Церкви», ведь именно Церковь в Священном Писании называется «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Под «церковью» понимается здесь как отдельная христианская община, так и вся совокупность общин, составляющих как бы единое тело из многих частей. Поэтому в апостольских писаниях встречаются наименования «асийские», «галатийские» церкви и собирательно церковь «Ефесская», «Смирнская», «Фиатирская», «Пергамская», «Сардийская», «Филадельфийская», «Лаодикийская».

Поддержание единства между частями Единой Церкви стало прямой обязанностью иерархии, в первую очередь, епископов, которые были главами первых христианских общин, называемых «парикиями». Когда такая община-церковь разрасталась и уже было затруднительно проводить богослужения в одном месте, от нее отделялись «дочерние» общины, действовавшие под руководством назначенных от епископа «старейшин» (пресвитеров). Для решения общих вопросов епископы какой-либо местности собирались на соборы в главный областной город (митрополию). Так постепенно сложилась видимая структура тела Церкви: приход – епархия – митрополия.

В основу церковного единства был положен принцип соборности или общего согласия, который препятствовал развитию духа иерархического властолюбия и господства. На все священнические степени (епископ, пресвитер, диакон) кандидаты избирались самой общиной. Затем они получали посвящение через архиерейское рукоположение, а паства выражала свое согласие при этом возгласом «достоин» (греч. «аксиос»). Епископ действовал не единолично, но со священниками, которые образовывали при нем совещательный собор. Епископы как полномочные представители духовенства и паствы своей епархии участвовали в Соборах (Поместных и Вселенских), где решались общецерковные вопросы. Принимая постановления, епископские Соборы поступали с оглядкой на свою паству: как их решения в дальнейшем будут приняты и усвоены (пройдут рецепцию). Ведь апостолами было завещано соблюдать «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).

Церковь также является Апостольской. Это означает, что она ведет свое непрерывное происхождение от апостолов и что такая Церковь, основанная на исповедании Христа Сыном Божиим, единственна в своем роде. Кроме того, в этом наименовании содержится указание на миссионерскую природу Церкви, ведь все ее члены призваны продолжать словом и жизнью апостольское служение, по слову Христову: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19‑20).

Эта миссионерская заповедь имеет значение для развития поместной церковной структуры. Проповедь предполагает передвижение с места на место, то есть пространственный рост церковного организма. Включение же в него новых народов и их обучение благочестию указывает на необходимость приспособления к их языку и обычаям. Уже первые слушатели апостольской проповеди в день Пятидесятницы недоумевали: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2:8‑11).

Таким образом, Церковь расширяется внешне, а внутренне в ней происходит адаптация евангельского учения для новых народов. По этой причине церковная структура в своем развитии испытывает воздействие со стороны как территориально-географического, так и этнокультурного фактора. Сказываются географические преграды, обширность епархий, удаленность от митрополии и, наряду с этим, ‑ культурное своеобразие этнических групп, различия в языке, календаре и обычаях. Помимо этого, определенное воздействие на церковную организацию оказывает государственная власть и политические обстоятельства (войны или дипломатические союзы между странами, изменения государственных границ, деятельность различных национальных партий). Это фактор национально-государственный. Наконец, распространение и утверждение христианской веры наталкивается на противодействие других религий. Отделившиеся от Православной Церкви конфессиональные сообщества также влияют ее существование. Учитывается миссионерская деятельность других конфессий, религиозный прозелитизм, статус «господствующего», «терпимого», «запрещенного» вероисповедания. Этот фактор можно назвать религиозно-конфессиональным. Изучение всех этих внешних и внутренних воздействий составляет предмет истории поместных Православных Церквей.

При этом нужно всегда иметь в виду, что Апостольская Церковь, разветвляясь «поместно» среди разных стран и народов, остается при этом Единой, поскольку поместными Церквами сохраняется общая основа православной веры при всем многообразии культурно-национальных условий жизни христиан. Только сознание Соборности (Кафоличности) Церкви способно спасти ее членов от погружения в хаос партийной борьбы, национальных или этнических разделений. Рассмотрение того, как Церковь в истории противостояла расколам, защищая свою универсальную природу, может принести немалую духовную пользу.

В самом деле, история поместных Православных Церквей не должна рассматриваться по аналогии с историей отдельных государств и народов («национальной историей»). В этом случае затемняется кафолическая сущность Церкви Христовой. В связи с этим хочется привести слова известного богослова прот. Александра Шмемана (1921‑1983) о судьбах Православия в XX в.:

«В новый период Православная Церковь вступит глубоко разъединенная этими «национализмами», утерявшая сознание своей вселенской миссии, разбитая на маленькие меры, которые с подозрительностью и враждой относятся друг к другу, не испытывают нужды друг в друге, подчинились, по выражению Соловьева, «провинциализму местных преданий». Став сначала «восточным», Православие теперь станет и до конца «национальным»...

Нация, народ есть такой же «природный» факт, как общество, и поэтому в Церкви мог и должен был раскрыться положительный образ его христианского бытия. Он и раскрылся, по-своему, когда в эпоху турецкого ига народ до конца слился с Церковью, сделал Церковь носительницей и всех лучших национальных идеалов. Но трагедия того периода в том, что он отравил также национальное самосознание православных народов враждой к другим православным народам и в этой вражде выветрилось и предано было жизненное единство Церкви, замененное единством «теоретическим». Более того, сама Церковь стала носительницей уже не только просветляющего христианского идеала, но и символом национальной борьбы, источником религиозного национализма, до наших дней отравляющего православный Восток. Призванная духом и истиной просвещать все в мире, Церковь в конечном итоге сама подчинилась «плоти и крови». Христианский патриотизм смешался с языческим национализмом» («Исторический путь Православия»).

Чтобы не возникало упрощенной аналогии с государственным суверенитетом, необходимо разобраться с понятием «автокефалии» или церковного самоуправления. Церковная автокефалия предполагает полную свободу в вопросах внутреннего управления, но в отличие от государственного суверенитета не предполагает внешней независимости. В самом деле, поместная Церковь является отпечатком Кафолической Церкви в определенной области из нескольких епархий (не менее четырех) или митрополий, которые в административном и судебном отношении составляют одну каноническую территорию. Необходимым условием существования такой поместной Церкви является сохранение общего всем поместным Церквам православного вероучения и правил христианского благочестия. Несоблюдение этих основ церковного единства влечет за собой уничтожение статуса поместной Церкви, то есть лишение ее права самоуправления.

Автокефалия обычно предоставляется Собором поместной Церкви только той области, которая является частью ее канонической территории. В качестве высшей инстанции для решения вопроса об автокефалии может выступать Вселенский Собор всех поместных Церквей.

Отличительной особенностью автокефальной Церкви является собственное варение и освящение св. мира. Миро есть масляный состав для совершения таинства Миропомазания, соединенного с Крещением. Поскольку от него зависит совершение всех других церковных таинств, право на мироварение становится важнейшим признаком полноценности поместной Церкви, выраженной в сфере богослужения.

Условия для провозглашения автокефалии разнообразны. Здесь играют роль географическая удаленность и обособленность, значимые политические и этнокультурные факторы. Однако определяющий вес всем этим обстоятельствам придает церковная польза, или способность местной иерархии и паствы при самоуправлении наилучшим образом осуществлять церковную миссию: привлекать в Церковь новых членов, развивать богослужебную жизнь, поддерживать канонический порядок и вообще преуспевать в благочестии. Подтверждением тому должна служить давность христианской традиции в данной области, в особенности, наличие местных святых, чья канонизация получила общецерковный статус. Вся эта аргументация должна быть изложена в соборном обращении к Поместному Собору от лица местной иерархии и паствы.

С учетом церковной пользы на местном уровне могут быть предоставлены и другие формы внутреннего самоуправления – экзархат или автономия. В отличие от полного самоуправления (автокефалии) экзархат является более ограниченным видом самоуправления, а вторая занимает между ними промежуточное положение с несколько большим расширением прав, чем у экзархата. В обоих случаях они касаются порядков административного управления (учреждения новых кафедр, назначения на должности местных уроженцев и т.д.).

Таким образом, развитие церковной структуры обусловливается свойствами самой Церкви, а именно ее универсальностью и миссионерской направленностью. Хотя формы церковного самоуправления претерпели историческое развитие и несколько видоизменялись, их сущность оставалась неизменной – это выражение во всем разнообразии местных условий Единства, Святости, Соборности и Апостоличности Церкви Христовой.

Священник Алексий Хотеев 13.06.20.

Опубликовано: "Воскресение", №6, 2020 г.


Назад к списку