Беседа с епископом Адрианопольским Евлогием, наместником Рилского монастыря
Горный массив Рила на юго-западе Болгарии… Голубое небо, белоснежные вершины, яркая зелень буковых и дубовых деревьев. Когда едешь на машине по старым дорогам в сторону Руенского и Рилского монастырей, любуешься тем, как яркое солнце играет разноцветными пятнами на старых деревенских постройках; возле них на столиках и скамейках крестьяне выставили на продажу разновысокие стеклянные банки с горным медом, разложили на вышитых платочках куски овечьей брынзы, крохотные пробирки с розовым маслом. «А вот и знаменитое село Скрино – родина покровителя болгарского народа Иоанна Рыльского. Здесь он родился около 876 года. А с правой стороны шумит внизу река Струма, где водятся такие маленькие рыбешки, что если и поймаешь их, то не поджаришь. В Скрино сегодня живут менее ста поселян», – рассказывает мне мой спутник – житель Благоевграда Николай Шушков, некогда учившийся в вузах Полтавы и Москвы, а потому и хорошо владеющий русским языком. Позже я узнал, что монахи называют Николая «ктитором», а он скромно причисляет себя к «обыкновенным верующим».
Перед приездом в Рилский ставропигиальный мужской монастырь его наместник епископ Евлогий порекомендовал Николаю показать гостю сначала Руенский монастырь. Эта обитель расположена на одном из склонов горного хребта Руен; от нее круто в гору ведет тропа к пещере преподобного Иоанна Рыльского. Николай Шушков объясняет, что на вершине Руена когда-то находился монастырь, куда, как считается, и поступил послушником отрок Иоанн, служивший до этого пастухом у чужих людей. В Руенской обители сегодня подвизаются всего два молодых монаха: игумен Иоанн и инок Лука.
Игумен Иоанн поведал, что святой Иоанн Рыльский, с юных лет отличавшийся набожностью и целомудрием, после принятия иноческого пострига подвизался на высокой скале, питаясь лишь дикими растениями. Потом он уединился в лесу, поселившись в сплетенной из хвороста хижине, а позже перешел в пустынную местность в верхнем течении Струмы, где жил в пещере. Последняя, по преданию, долгое время была местом иноческих подвигов святого, где он претерпел много искушений от бесов.
Подвиг поста и молитвы святой Иоанн продолжил в Рилских горах. Здесь он подвизался тоже в пещере, вблизи которой вскоре стала селиться братия, искавшая уединения. Так возник знаменитый Рилский монастырь. Со слов епископа Адрианопольского Евлогия, наместника ставропигиального мужского Рилского монастыря, пещера преподобного Иоанна находится примерно в 45 км от управляемой им обители.
Владыка Евлогий, с которым нам посчастливилось встретиться и побеседовать, рассказал о святынях этой обители, о том, как живет она сегодня.
***
– Владыка, вы прекрасно говорите по-русски. Вы ведь учились в России?
– Да, я два года учился в аспирантуре Московской духовной академии. А русский выучил еще в школе, в Софии. Тема же моей диссертации в МДА была такая: «Болгарская Православная Церковь в русской церковной периодической печати в конце XIX – начале XX века».
– Конечно, вам известно, что в России на Курской земле имеется город Рыльск, название которого связывают с именем преподобного Иоанна Рыльского?
– Наш преподобный Иоанн Рыльский стал первым южнославянским святым, которому на русской земле воздвигли храм. Он стал одним из небесных покровителей русского народа. О городе Рыльске я много слышал, но, к сожалению, ни разу там не был, хотя меня туда несколько раз приглашали.
Я где-то читал, что в России существует несколько версий происхождения названия города Рыльск. И по одной из версий, город обязан своим именем именно преподобному Иоанну Рыльскому, хотя сам святой никогда не был и не жил в нем. Вскоре после смерти преподобного монахи Рилского монастыря из-за притеснений болгар Византией были вынуждены покинуть родину. Они, по преданию, взяли с собой часть мощей святого – его десницу. По данным российских историков, основание в Рыльске церкви святого Иоанна Рыльского связано с пребыванием в нем болгарских монахов. Река и город получили тоже свои названия от имени нашего святого. Знаю, что там сейчас действуют Вознесенская и Покровская церкви, Успенский собор и Николаевский мужской монастырь. Когда-нибудь, возможно, и навещу Рыльск, если появится у меня свободное время. А его-то катастрофически не хватает.
– Вы, вероятно, поддерживаете тесные связи с Россией?
– У нас часто бывают в монастыре представители российского духовенства, а также и многочисленные миряне. Постоянных связей, которые регулярно бы поддерживались, пожалуй, сейчас нет, потому что у всех у нас много разных забот. Но нас часто навещают те российские клирики, кто едет в паломничество на Святую Гору или возвращается с Афона. Так, в 2006 году у нас побывал архимандрит Панкратий, настоятель Рыльского Николаевского мужского монастыря, который, по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Максима и Синода нашей Церкви, получил частицу мощей преподобного Иоанна Рыльского.
– Владыка, вы ведь помните свои впечатления от первого посещения Рилской обители? Расскажите, пожалуйста, о них.
– Те мои первые чувства были связаны с особой атмосферой, которую можно ощутить только здесь, в монастыре преподобного Иоанна Рыльского. Это величайший святой, небесный покровитель Болгарии, а основанный им монастырь почитается самой значимой святыней страны. Это многовековой очаг болгарской духовности, просвещения и культуры.
Мое первое знакомство с монастырем произошло в 1974 году. Он показался мне тем дивным уголком моей родины, где земля встречается с небом. Окружающие его горы образовали здесь своего рода небесный купол, а сам он похож на Божий храм, где в алтаре стоит игумен всей Болгарии – преподобный Иоанн Рыльский. Помню, это святое место так пленило меня, тогда еще жившего в миру молодого человека, что здесь родилась мысль приезжать сюда как можно чаще. Позже возникло желание подвизаться здесь монахом.
– Паломники и посетители вашей обители с особым благоговением подходят и прикладываются к чудотворной иконе Божией Матери «Одигитрия». Некоторые кладут на икону бумажные деньги или монеты с изображением преподобного Иоанна Рыльского. А какова история происхождения этой иконы, и как она попала в вашу обитель?
– Эту самую чтимую икону Болгарии мы называем «Святая Богородица Осеновица». О ее происхождении имеется несколько версий, но основная, которую мы принимаем, следующая. В XII веке, когда мощи святого Иоанна Рыльского пребывали в Средеце (так тогда именовалась София), византийский император Мануил I Комнин (1118–1180), находившийся в этом городе со своим войском, серьезно заболел. Он долго молился перед мощами преподобного Иоанна Рыльского и получил излечение, а в знак благодарности подарил эту икону Божией Матери братии Рилского монастыря. Это была походная икона. В ней хранятся мощи 32 святых. Я назову только некоторые из них: это мощи пророка Даниила, святого Лазаря, апостола Андрея, апостола Матфея, первомученика Стефана, равноапостольного Константина, святого Иоанна Милостивого, святителя Афанасия Александрийского, святого Андрея Критского, мученика Андрея Стратилата, святой Марии Магдалины мученицы Ирины… Этой иконой на болгарской земле совершено много чудес. Так, в 1910–1912 годах в некоторых наших деревнях, расположенных около обители, свирепствовали чума и холера. Тогда жители деревень попросили, чтобы эту икону привезли в их села и совершили бы молебны с водосвятием. Так было и сделано. И через несколько дней после молебнов все страшные беды и болезни покинули деревни. Можно рассказать о многочисленных случаях исцеления больных по молитвам к этой иконе Божией Матери, но, правда, чудеса от нее совершаются только по силе веры обращающихся за помощью.
– Цельбоносными являются и мощи самого преподобного Иоанна Рыльского. Имеются ли на сегодняшний день какие-нибудь достоверные исторические данные о том, когда и где они были обретены?
– Прежде скажу, что исторических оснований для точной датировки рождения и смерти преподобного Иоанна очень и очень мало. И вот по причине недостаточности каких-либо исторических данных в церковной и научной литературе возникли предания и многочисленные необоснованные домыслы относительно жития и истории почитания святого и его мощей.
По преданию, святой отошел ко Господу 18 августа 946 года. Он был погребен в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени. Она находится в часовне немного севернее нашего монастыря. Имеются данные о том, что мощи святого были обретены еще в Х веке, но обстоятельства и точный год обретения остаются неизвестными.
Согласно болгарской традиции, мощи были перенесены в Средец, где они находились сначала в «епископской церкви», а затем были перенесены в некую деревянную церковь. Позже их поместили в специально построенную во имя святого каменную церковь. Здесь от мощей святого и походной иконы Божией Матери и получили исцеление византийский император Мануил Комнин и его приближенный, наместник в Средеце, агиограф и гимнограф Георгий Скилица. Хранящиеся в нашем монастыре мощи неполные, они, как известно, без десницы.
– Какие еще великие святыни имеются в монастыре?
– Это почитаемые нами две чудотворные иконы преподобного Иоанна Рыльского. Одна находится над ракой в часовне, посвященной святому. Другая икона святого – в часовне святителя Николая Чудотворца.
– В главном храме монастыря похоронен болгарский царь Борис III, который, как известно, был сначала крещен родителями в католическую веру, а позже принял Православие. Правильно ли считают историки, что это позволило ему установить более тесные отношения с собственным народом и одновременно улучшить их с Россией?
– Царь Борис (1894–1943) всегда демонстрировал свою принадлежность к православной вере. Он принял Православие 15 февраля 1896 года, и при этом русский царь Николай II был его крестным.
В 1912 году князь Борис достиг совершеннолетия. До этого он рассматривал себя как приверженца двух исповеданий – православного и католического, но после он исповедовал только Православие. Он очень любил наш монастырь, часто в нем бывал и молился у мощей преподобного Иоанна Рыльского. По его воле он был и похоронен в нашей обители. Здесь ежегодно бывал его сын Симеон II – 28 августа, в день памяти своего отца; и если он по каким-то причинам не мог приехать в монастырь в этот день, то здесь бывали представители его семьи.
– Как труден ваш наместнический крест? И какие послушания несут ваши монахи?
– Братиев у нас всего девять человек. И главное для нас, конечно, совершение богослужений утром и вечером. За несколько лет до кончины преподобный Иоанн составил своим первым ученикам «Завет», где преподал правила иноческой жизни и духовные наставления. Вот мы и стараемся их добросовестно выполнять. У нас в монастыре соблюдается почти афонский устав, только время отсчитывается несколько по-иному. Другое наше важное послушание – принимать многочисленных верующих и паломников и удовлетворять их духовные потребности. К нам ведь приезжают многие люди крестить своих детей. По воскресениям мы крестим приблизительно 20 детей.
У управляющего обителью везде и всегда крест нелегок. Да и монахам здесь нелегко живется. Надо иметь много терпения и сильную молитву, чтобы справиться со всякими проблемами. А они у нас не только материальные, но и духовные. Это самый большой в стране монастырь, сюда приходят и приезжают на автобусах много паломников и туристов, которые придают светский вид многим уголкам на территории обители. Но нам приходится терпеть это. Мы понимаем, что вести здесь монашескую или затворническую жизнь очень трудно. Старцев у нас в данный момент нет, последний – монах Леонид – преставился в 2006 году, когда ему шел 91 год. Еще в обители подвизался русский монах Климент (Кучеров) из русского прихода в Болгарии. Известно, что он прибыл эмигрантом в страну в 20-х годах прошлого века. Монах, говорят, был хороший, писал различные духовные труды; скончался он 2 декабря 1985 года.
– Мне рассказывали, что вашу обитель часто посещал один из выдающихся архиереев и богословов Русской Православной Церкви архиепископ Серафим (Соболев; 1881–1950), который служил в русской церкви святителя Николая Чудотворца в Софии. Это так?
– Да, этот известный у нас владыка очень почитал нашего святого Иоанна Рыльского и называл его «славой и красотой Болгарской Церкви». Владыка написал и акафист святому Иоанну Рыльскому, получивший широкое распространение среди русских и болгарских верующих. Со всех концов Болгарии стекаются богомольцы ко гробу владыки Серафима для того, чтобы почтить память этого архипастыря, испросить его помощи и молитв пред Престолом Господним. Сохранились воспоминания современников о том, как служил владыка Серафим в софийском храме: многие богомольцы ощущали присутствие в храме необыкновенной силы Божественной благодати. Вы заметили, наверно, как много пишут верующие записок, которые потом оставляют в крипте, где в 1950 году был погребен архиепископ Серафим. Причем до сих пор многие верующие болгары очень почитают владыку, называют его чудотворцем, и, чувствуя его заступничество, к нему прибегают за молитвенной помощью больные и особенно студенты. А слава владыки Серафима давно распространилась не только в Софии, но и по всей Болгарии. Над владыкой сбылись слова Господни: «Прославляющего Мя прославлю» (1 Цар. 2: 30). Наши верующие всегда любили его храм и постоянно молились в нем. Иконостас этого очень красивого храма был выполнен из майолики в Санкт-Петербурге. Церковные колокола являются подарком российского императора Николая II. Через два года после кончины владыки Серафима этот храм получил статус Подворья Московской Патриархии в Софии.
Кстати, 2 /15 сентября 1907 года во время закладки этой церкви присутствовали великий князь Владимир Александрович и наследник царского престола Болгарии князь Борис – крестник последнего российского императора. В прошлом году, кажется в марте, в Доме Москвы в Софии состоялась презентация книги «Русская церковь в Софии» Ольги Решетниковой. Думаю, что всем полезно познакомиться с имеющимся в ней материалом о духовных связях болгарского и русского народов от Крещения Руси до конца XIX века, который собрал уже бывший настоятель подворья игумен Исидор (Минаев). Сейчас он служит в сане архимандрита в святом граде Иерусалиме.
– Ваша обитель своими архитектурой, росписями и двориком очень напоминает афонский Зограф и другие монастыри Святой Горы. Где-то я читал, что Рилскому монастырю в прошлые годы очень много помогал и русский Пантелеимонов монастырь на Афоне.
– Это понять совсем не трудно. Русских и болгарских монахов во все времена сближало то, что они были славянами. Это и служило основанием для оказания всякой помощи. На Афоне, в скиту Пресвятой Богородицы Ксилургу, принадлежащем ныне русскому Пантелеимонову монастырю, был посвящен храм преподобному Иоанну Рыльскому, поэтому в XIX веке там подвизалось много болгар. У нас даже хранится документ – договор об оказании взаимопомощи между русской обителью на Афоне и нашим монастырем. Документ находится в нашем музее. В XIV веке в этих местах случилось землетрясение, и монастырь значительно пострадал. Потом его основательно перестроили, а в XV веке турки разграбили это святое место. В конце XV века с помощью пожертвований из России и афонского монастыря Русик наша обитель была восстановлена, и сюда в 1469 году перенесли мощи преподобного Иоанна Рыльского.
– Это по вашей инициативе создан в монастыре такой большой музей?
– Нет-нет. Еще до освобождения Болгарии от турецкого ига братия монастыря бережно хранила многие реликвии и святыни. Сначала все они находились в ризнице, а потом в обители образовался музей. Его большую реставрацию мы провели три года назад, теперь в витринах можно видеть многие реликвии. А коллекция музея состоит из более 30 тысяч предметов: икон, произведений прикладного искусства, культовых и этнографических экспонатов. Одна из икон преподобного Иоанна Рыльского датируется 1335–1343 годами. На многих шитых предметах церковного обихода: хоругвях, поручах – и различных предметах прикладного искусства можно видеть изображения преподобного. Его образ и на потире из Врацы (ХVIII в.), и на двух мощевиках Рыльского монастыря (ХIХ в.). В народе хорошо известен и так называемый «крест монаха Рафаила», выставленный в музее. Около 12 лет наш монах-болгарин создавал этот шедевр. Тончайшая резьба по дереву была завершена в 1802 году. На кресте можно видеть более ста религиозных сцен и около 650 миниатюрных фигур. Кроме музея у нас имеется и древняя монастырская библиотека, книги и рукописи которой собирались веками. Здесь хранятся ценные памятники болгарской письменности. Прежде всего, это около 250 рукописных книг XI–XIX веков, около 9 тысяч старопечатных изданий, ноты и гравюры. А на лицевой стороне кованого оклада Крупнишского Евангелия 1577 года можно видеть изображение нашего святого с непокрытой головой и с короткими волосами.
– Многие музейные экспонаты свидетельствуют о российско-болгарских связях и тесных контактах между вашей обителью и некоторыми российскими епархиями.
– Еще со времен русского царя Ивана Грозного болгарские монахи отправлялись в Россию, чтобы собирать помощь для монастыря. Российское государство и Русская Церковь всегда помогали монастырям, и нашему тоже. Монахи-болгары, их называли «таксидиотами», не только собирали помощь, но, передвигаясь по российской земле, много проповедовали и даже совершали требы там, где не было церквей. Известно, что развитию почитания Иоанна Рыльского в России в конце XIX века способствовала деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского, крещеного в честь нашего болгарского святого. Именно по его инициативе был освящен престол во имя Иоанна Рыльского в соборе женского монастыря в Санкт-Петербурге на Карповке.
– Когда обычно у вас пребывает больше всего паломников не только из Болгарии, но и из России?
– Пожалуй, в дни наших престольных праздников. А у нас их три: 1 июля – перенесение мощей из Тырново в нашу обитель, 18 августа – день преставления святого и 19 октября – перенесение мощей из Средеца в Тырново. Важно понять, что почитание преподобного Иоанна Рыльского в нашей стране настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия Радонежского в России. Если преподобного Сергия называют «игуменом всея Руси», то у нас о преподобном Иоанне тоже идет слава как об «игумене всей Болгарии». Во имя Иоанна Рыльского освящены многие церкви в Болгарии и даже самая южная часовня на нашей планете, расположенная на болгарской полярной станции святого Климента Охридского. К сожалению, я там пока не был. Но, даст Бог! – побываю сначала в Рыльске.
Наша беседа с владыкой Евлогием окончена. Мы прощаемся. На монастырском дворе Николай Шушков показывает рукой на какую-то старую дверь, за которой ремонтируются «огромные трапезная и кухня»:
– Сюда тебе надо приехать еще раз в праздники и пожить несколько дней, чтобы прочувствовать сам дух монастыря, поговорить за столом с его монахами и паломниками. Многие из них еще не забыли русский. Услышишь их рассказы о чудотворениях и помощи святого уже в наши дни. Попробуешь болгарскую банницу и пшеничный напиток бозу. В Рилском – даже особое устройство древней кухни, по-нашему «магерница», – такой нигде не встретишь. И на Афоне тоже.
– Николай, – обращаюсь я к своему сопровождающему, – а ты заметил, что владыка Евлогий даже чай заваривает по русскому рецепту? И как он хорошо владеет русским!
– Я же еще в первый день встречи сказал, что на болгарской земле все русские чувствуют себя как дома.
На автостоянке перед вратами Рилского монастыря припаркованы несколько десятков автомашин. Стволы некоторых деревьев и бетонные столбы облеплены поминальными листками («некрологами»), которыми паломники оповещают о смерти своих родных и близких, прося их помянуть. С отъездом приходится немного подождать, пока неуклюже разворачивается современный большой автобус с туристами. Его фары на миг освещают дорожный указатель, напоминающий водителям и гостям обители, что до Софии – 117 километров.
Православие.ру