В начавшемся недавно новом церковном году мы будем знакомиться с выдающимися примерами литургической гимнографии — праздничными тропарями. Хотя у слова «тропарь» довольно широкое значение (например, тексты канонов на утрени также называются «тропарями»), но, как правило, так именуется лишь одно небольшое молитвословие службы.
Праздничным тропарем заканчивается Вечерня, тропарем же начинается и заканчивается Утреня, он же звучит на Часах и, конечно, на Литургии. Знание и понимание смысла, заложенного в тропаре, придает особый импульс к сознательному участию в богослужении.
Среди многих памятных дат октября, выберем два,— это память апостола Иоанна Богослова, любимого ученика и друга Господня и великий праздник Покрова Божией Матери.
Апостоле, Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны: приемлет тя припадающа Иже падша на перси Приемый, Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.
В тропаре, посвященном апостолу Иоанну Богослову, прослеживается мысль об особой благодати, которую имеет пред Престолом Божиим этот кроткий и мужественный человек, стоявший у Креста Христова в час распятия. В лице апостола Иоанна Господь «усыновил» Своей Пречистой Матери весь род «ищущих Бога», сказав: «Жено! Се, сын Твой» (Ин. 19, 26).
«Апостол Любви», как еще называют святого Иоанна, в праздничном тропаре прославляется как неотступный ходатай пред Богом о всех, кто просит его молитв. «…Ускори избавити люди безответны», значит, «поспеши заступиться за тех, кто оказался в беде, кто не в силах дать ответ, защититься». Фразу «приемлет тя припадающа Иже падша на перси Приемый» можно перевести так, – «ведь твое ходатайство принимает за нас Тот, Кто принял тебя, припавшего к Его груди». Здесь вспоминается евангельский рассказ о том, как апостол Иоанн на Тайной Вечери выполнил просьбу апостола Петра, — узнать имя предателя. Иоанн приник к груди Спасителя и, кротко спросив об этом, получил ответ (Ин. 13,21-30).
Фраза «Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати» призывает просить святого апостола о заступничестве против злобы неверующих людей, язычников, «належащих», то есть, гнетущих подобно мгле. Не будем забывать, что словом «язык» в церковнославянском языке называется не только средство речи, но и народ как этническая («языковая») группа…
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающее пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Тропарь праздника Покрова напоминает о событии, произошедшем по преданию во Влахернском храме Константинополя в 910 году. «…Осеняеми Твоим, Богомати, пришествием», значит, «находящиеся под тенью (покрывала, распростертого над молящимся народом), когда Ты, Богоматерь, явилась в храме». Далее в праздничном тропаре мы просим о том, чтобы Матерь Божия и теперь «покрыла нас честным Своим Покровом», избавляя от всякого зла всех, «взирающих к Ее пречистому образу».
Молитва ко Пресвятой Богородице и святым Божиим угодникам помогает христианам с верой проходить тернистый путь жизни на земле. Словами праздничных тропарей мы можем просить их молитв пред Богом, используя освященные Церковью и временем речевые обороты. Конечно, можно и нужно молиться своими словами, но как важно знать и правильно понимать литургическую гимнографию, полную чистоты особого богослужебного языка!
Ст. преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
"Воскресение", № 10, 2012 г.