Соединившаго Небесным, Христе, земная

Богослужебные тексты каждого дня дарят нам замечательные образцы церковной поэзии. В ноябре, — 21-го числа по новому стилю (8-го по-старому), —  мы празднуем  день святого Архистратига Михаила.

Кульминационным периодом службы является канон утрени(в переводе с греческого «канон» — это «правило»). В многочисленных тропарях (небольших стихотворных текстах) канона можно почерпнуть много важной информации о празднике. Фактически  это глубочайшее богословское наследие Церкви по поводу данного богослужебного дня. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что своё богословское образование он во многом почерпнул из канонов утрени. Во время службы кронштадтский пастырь любил выходить на клирос и читать каноны сам.

Умныя безплотных чинов лики, песньми, яко служители Божественныя, приидите, восхвалим, лик совокупльше, о нашем спасении непрестанно молящияся, и о покаянии нашем срадующияся.  Этот тропарь 1-ой песни канона (канон, как известно, имеет девять песней) может вызвать трудность для понимания лишь в связи с непривычной расстановкой слов в предложении. Дело в том, что большинство древних текстов имеют греческое происхождение, и при переводе на церковнославянский язык сохранился порядок слов, свойственный греческому. Если поменять в уме некоторые слова местами, то прояснится этот  яркий, торжественный текст, призывающий нас с усердием начать прославление Небесных Воинств. Приидите, лик (то есть, хор) составив, восхвалим песнями лики бесплотных умных (познаваемых умом, невидимых, духовных) чинов, которые непрестанно молятся о нашем спасении и вместе радуются о покаянии нашем.

Ангелов первейший, и Троицы свет вторый, явился еси нам, Михаиле начальниче, верно благохвалящим тя. В этом тропаре из 3-й песни канона небесный архистратиг (вождь воинства) назван «светом вторым». Вообще ангелы Божии часто называются «Сынами Света» (например, в Евангелии от Луки: 16,8). В праздничной службе Небесным Силам много текстов посвящено этой теме. Вот один из примеров: «Причастием свети втории, показуеми свети совершеннии, предстати нам свету первому молитеся». Ангелы называются «свети втории» для того, чтобы мы помнили о «Свете Первом» — создавшем их Боге.

В одном из тропарей 4-й песни канона вспоминается о помощи Архангела Михаила ветхозаветному израильскому народу.  Во Иерихоне явися силы Господни архистратиг  воюющему древле Иисусу Навину, победотворя и поборствуя, Михаил великий, безплотных начальник сый (являющийся), от негоже прием (приняв) силу, слуга Господень, копием пленив, ят (взял, победив) сопостаты.

Подобным же образом прославляются Небесные Воинства и в остальных песнях канона.  А в 8-ой песне рядом с образом «бесплотных начальника» появляется горячо любимый христианами образ архистратига-вестника. Начальник ангелов бысть Михаил архангел: но славится с ним светлее таинник Благодати, и Девы обручитель честный, воевода безплотных, достойно радость предвозвещая Гавриил вопиющим: людие, превозносите Христа во вся веки. В этом тексте также сказывается «греческий» порядок слов в предложении, когда о главном действующем лице (в данном случае — Гаврииле) указывается в конце текста.

В заключение канона звучит интереснейшая богословская мысль о единстве ангелов и людей, которых Господь сроднил в одну Церковь. Тя, неизреченно соединившаго Небесным, Христе, земная и едину церковь совершивша ангелов и человеков, непрестанно величаем. Перефразируя этот тропарь, мы получаем краткий, но полный восторженного упования текст, достойно завершающий долгий и в то же время компактно сложенный рассказ о празднике. Тебя, Христе, таинственно присоединившего к Небесным (Силам) живущих на земле, составив единую Церковь из ангелов и людей, мы непрестанно величаем!

Преподаватель МинДУ

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", №11, 2012 г.