Новый явился еси Авраам, Николае

19 декабря Церковь празднует память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (город в Малой Азии). Народная любовь придала имени этого святого эпитеты: Угодник (угодивший Богу) и Чудотворец (творящий чудеса).

На богослужении в храме, особенно на Всенощном бдении, мы услышим много прекрасных церковнославянских текстов — талантливых стихотворений в прозе, посвященных любимому святому. Особенно торжественно прозвучат тропари канона (в это время происходит помазание), когда чтец от лица всех присутствующих в храме будет обращаться ко святому: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас».

Недоуменным языком и устнами, похваление малое и моление принести твоему, Николае, приидох богоподражательному преизяществу: но яко богатодавец, Спаса и Бога милостива подаждь ми.

В первой же песне канона (всего их будет девять) можно увидеть намек на известный эпизод из жития святого, когда святитель Николай, «богатодавец» (подающий богатство), помог отчаявшемуся бедному отцу получить приданое для трех дочерей. Чтобы правильно понять церковнославянский текст, нужно постараться мысленно изменить порядок слов (все древние тексты в Церкви, включая этот,  переведены с греческого языка практически буквально). « Вот я пришел, Николай, (в храм Божий) чтобы языком и устами, ищущими нужные слова, малую похвалу и моление принести твоему чудному величию («преизяществу»), которое богоподобно. И как ты  давал богатство (нуждающимся), подай и мне милость Спасителя и Бога моего».

Интересный образ поэтического сравнения св. Николая с пророком Моисеем можно услышать в третьей песне канона: «Скрижаль в сердцы стяжав богомудре многих добродетелей, написану безсмертным и пречистым перстом Христа Бога, Николае, паче меда и сота сладость точиши из устен твоих».

Следующий эпизод из жития святого, который повествует о защите  святителем Николаем  оклеветанных и невинно осужденных на смерть трех царских воевод, упоминается в четвертой песне: «Именование твое едино воистину призываемо, от всех вражиих совет скоро избавляет зовущия тебе тепле, священне Николае: яко первее воеводы избавил еси, спаси и нас от всякаго лютаго обстояния».

Для прояснения смысла текста вновь изменим порядок слов. «Как прежде ты избавил (от смерти) воевод, спаси и нас от всякой напасти, священный Николай, ведь имя твое, как никакое другое, от всех вражеских козней скоро избавляет тех, кто призывает тебя с любовью («тепле»)».

Необычный смелый образ мы встречаем в шестой песне канона, где святитель Николай прославляется как усердный священник, благоговейно совершающий церковные таинства. «Новый явился еси Авраам, Николае, яко Единородна бо ныне привел еси Сына Владыце твоему, безкровныя жертвы принося присно. Отонудуже (поэтому) благословился еси яко страннолюбец (получил благословение как почтивший странников), отче, и Троицы был еси обитель божественна и непорочна».

Некоторых наших современников, особенно протестантов, смущает исключительность почитания, с которой прославляется Николай Чудотворец православными христианами. Но послушаем, что говорит Церковь в лице святого автора канона (св. Феофана, IX в.) в восьмой песне о той славе, которую имеет святитель Николай на небесах: «Чини патриархов, и апостолов, и священномучеников собори, и пророков сословие, весь собор постнический блажат божественное житие твое (свт. Николая), с нимиже и мы вопием: да благословит тварь вся Господа, и превозносит Его во веки».

Ст. преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

"Воскресение", № 11, 2012.