Младенец явился, Адаму руку простирая

На 40-й день после рождения Младенца Иисуса Христа Пресвятая Богородица, согласно закону, принесла Его в Иерусалимский храм. Это произошло до поклонения волхвов и безумного гнева Ирода, — вот почему путь в столицу был для них еще безопасен. Младенец Христос приносится в Ветхозаветную Церковь, и лучшие ее чада в лице старца Симеона и праведной Анны со слезами радости на глазах встречают долгожданного Мессию.

Этот праздник в Церкви называется Сретение, то есть,  — Встреча.

Во время богослужения, которое начинается вечером, накануне 15 февраля, мы тоже духовно участвуем в торжественной встрече Богомладенца, приходящего в мир. В этом нам помогают праздничные песнопения, среди которых особой торжественностью и красотой традиционно отличаются тропари канона Утрени.

Да каплют воду облацы, солнце бо на облаце легце носимо настало есть, на нетленную руку, Христос в Церкви, яко младенец. Темже, вернии, возопиим: поим Господеви, славно бо прославися.

Не правда ли, тропарь первой песни канона передает лучезарное весеннее настроение, связанное с образами солнца, облака и веселой капели? Однако, содержание этого прекрасного поэтического текста, написанного в VIII в. прп. Космой Маюмским, содержит и некоторые тайны. “Да каплют воду облацы”, — этой фразой выражается призыв преподобного ко всему творению — радоваться, ведь капли с неба на Востоке всегда были символом благоволения небес. Слова же “солнце бо на облаце легце носимо настало есть” рисуют образ Младенца Христа (Солнце)  и Пресвятой Богородицы (Облако), Которая с легкостью приносит Иисуса на своих нетленных руках.

О нетлении, то есть, о высочайшей святости и непричастности Матери Божией смерти и после Своего успения, мы слышим в следующей песне канона.

Перворожден из Отца прежде век, перворожден Младенец из Девы нетленныя, Адаму руку простирая явися.

В этом лаконичном тропаре автор канона запечатлел сразу несколько непреложных истин. Во-первых, то, что Господь Иисус Христос был рожден от Бога Отца в вечности, то есть, прежде всех времен. Во-вторых, — Богомладенец воссиял миру из Девы Марии, чья святость превышает подвиг всех живущих и когда-либо живших на земле. И наконец, указывается причина, по которой Бог стал Богочеловеком: спасти от греха и смерти Адама, а вместе с ним и весь наш род.

Светоносный образ Младенца Христа в начале канона уступает место совсем другому образу в шестой песне. Не принесла весть о рождении Спасителя радость Ироду и вместе с ним тем, для кого Господь станет “камнем, который отвергли строители” (Лк. 20: 17).

Сиону Ты камень возложился еси, непокоривым претыкание, и соблазна камень: нерушимое верных спасение.

Здесь могущество и власть Сына Божия отображается в образе камня, который приносится на Сион (где находился Ветхозаветный храм), чтобы стать Церковью спасения для одних и предметом ненависти для других.

В девятой песне канона можно услышать тропарь, отражающий то, что произошло с Ветхим Заветом, когда на его место вступил Новый.  Убеленный сединами старец, так же как и 84-летняя вдовица Анна, вступают в Новый Завет в трогательном образе двух птенцов, открывая тайну великой любви Бога к ветхому человеку, любви, подвигшей Бога взойти на Крест.

Иже древним новорожденных горличищ супруг, двоица же бяше птенцев, в нихже место божественный старец, и целомудренная Анна пророчица, от Девы Рожденному, и Сыну Единородному Отчу, в Церковь приносиму, служат величающе. (Как древним поколениям было заповедано приносить за новорожденных пару голубей  (горлиц)  либо двоицу птенцов (в жертву благодарения Богу), вместо них — преподобный старец и праведная Анна служат Рожденному от Девы Сыну Единородному Бога-Отца, Который ныне приносится в Церковь, прославляя Его.)

Пусть такая встреча ветхого и нового человека состоится в каждой верующей душе!

Опубликовано: "Воскресение", №2, 2013 г.