Преклонил еси солнца твою выю

Празднику Крещения Господня, который отмечается 19 января по новому стилю, посвящено множество прекрасных литургических текстов. Среди них особой глубиной и красотой мысли отличается второй канон на Утрене. Его автором является известный святой VIII века прп. Иоанн Дамаскин.

Утру явльшуся человеком светоносну, ныне из пустыни к водам иорданским, Царю преклонил еси солнца твою выю, лика мрачна родоначальника исхитити, скверны же всякия очистити тварь.

В первой песне канона прп. Иоанн изображает момент пришествия Спасителя на Иордан. Многие фразы церковнославянского языка, отвечающие на вопрос «кому, чему?», нужно переводить на современный язык с помощью слова «когда». Таким образом, фраза «Утру явльшуся человеком светоносну… » имеет перевод:  «Когда явилось людям светоносное утро…» Далее мы видим сравнение Господа с солнцем, изгоняющим мрак греха. «Ты, Царь, преклонил свое солнцеподобное величие (проявляя свое смирение пред Иоанном Крестителем), чтобы изъять («исхитить») из числа («лика») находящихся во мраке родоначальника нашего (то есть, Адама) и от всякой скверны очистить все творение».

Известное пророчество Царя Давида в Псалтири о победе Христа над диаволом, — «Ты стерл еси главы змиев в воде» (Пс. 73), — находит отражение в третьей песне канона. Вот как звучит этот тропарь:

Умерщвление первее насадивый твари зверя злодейственнаго воображся в естество, омрачается плотским пришествием: утру явльшуся приразився  Владыце, сокрушити свою враждебную главу.

Несомненным достоинством литургических текстов является то, что  святым авторам зачастую удается в одной-двух фразах ярко изобразить несколько событий истории, вырисовать запоминающийся аллегорический образ, логически связать события Ветхого и Нового Заветов. «Тот, кто в прежние времена насадил всему творению смерть, представ (перед Адамом и Евой) в образе творящего зло зверя (змия), ныне омрачается, видя пришествие (Господа) во плоти. Когда явилось утро, он приблизился к Владыке, чтобы сокрушить свою исполненную ненависти главу».

О том, что Господь — второй Адам, творящий нового человека в Своем Богочеловеческом естестве, свидетельствует четвертая песнь канона устами святого Иоанна Предтечи.

Самое провидев нареченное слово, ясно проповедник вопиет твари: сей прежде мене, вторый плотию, сообразен просия Божественною силою, враждебный наш отъяти грех. Современным языком этот тропарь, пожалуй, можно выразить так: «Пророчески узнав Самого Бога, именуемого Словом, пророк (Иоанн Креститель) во всеуслышание возвещает миру: «Вот Этот (Богочеловек), существовавший прежде чем я был рожден, Второй (Адам) по плоти, просиял сообразно Богу Своей Божественной силой, чтобы отнять от нас грех, враждующий против нас».

Удивительный по смелости образ спасительного действия Иисуса Христа по отношению к человеку встречаем в следующей песне канона.

Видев зиждитель, во мраце прегрешений пленицами неизбежными, егоже вообрази персты, поставляет на обою раму воздвиг горе, ныне во многотекущих водах омывая студа древняго, адамова злаго нрава.

В этом тропаре изображается сущность того, что произошло в момент крещения Господня, а также то, почему Иисус Христос, не имевший греха, явился принять крещение от Иоанна. «Увидев (человека ), погрязшего во мраке прегрешений и бессильного избавиться от плена  (страстей), того самого человека, которого Сам сотворил  по образу Своему, Создатель кладет его на оба свои плеча (как заблудшую овцу) и возвышает, омывая ныне в стремительно текущих водах от древнего осуждения, от адамова злого нрава».

Принимая от Иоанна крещение, Господь омывает человека от греха. Конечно, полная победа над диаволом совершится позже, когда грехи человеческие будут омыты святой Христовой Кровью. Однако каждый шаг Господа в деле нашего спасения бесконечно важен. И понять это нам помогают святые литургические тексты.

Опубликовано: "Воскресение", №1, 2013 г.