На протяжении более ста лет, — с 730-го по 843-й годы, — Православная Церковь терпела гонения от противников иконопочитания. Даже Седьмой Вселенский собор 787-го года не остановил иконоборцев, которые под предлогом заботы о «чистоте веры» даже до смерти преследовали любящих образ Божий в иконах. Сам Господь при воплощении явил истину о том, что Бог может быть изображаем как Сын Человеческий. По преданию, Иисус Христос Сам передал нам Свой образ, оставив изображение Своего Божественного Лица на холсте и вручив его для исцеления от проказы Эдесскому царю по имени Авгарь.
Праведная царица Феодора в IX веке помогла восстановить иконопочитание, созвав еще один, поместный, собор. С тех пор наши храмы вновь сияют иконами, этими своеобразными окнами в духовный мир.
В первое воскресенье Великого Поста мы празднуем Торжество Православия, праздник победы Церкви над иконоборцами, а также, — в их образе, — над всеми еретиками.
Плещуще с веселием днесь вернии возопиим: коль чудна дела Твоя, Христе, и велика сила, наше единомыслие и согласие соделавый!
В тропаре первой песни праздничного канона Торжества Православия выражается сердечная благодарность Богу, Который положил конец многолетной смуте. С рукоплесканиями и веселием ныне воскликнем, все верные: «Сколь чудесны Твои дела, о Христос, сотворивший нам единомыслие и согласие, и как велика Твоя сила!»
Облацы пророчестии, животворящую с небесе днесь росу нам да кропят, на восстание веры.
С долгожданным дождем, возвращающим жизнь пустыне, сравнивается победа над еретиками в следующей песне канона. Ведь отвергая почитание святого образа Господня (а также Богоматери и святых), еретики по сути отвергают воплощение Божие в образе человека, чем возводят клевету на пророков, которые в течение сотен лет предрекали рождение Иисуса Христа.
Обнажается сетования, и тьмы ересей Христова Церковь, и носит ризу веселия, и божественною и светоносною покрывается благодатию.
Тропарь шестой песни рисует образ перемены, которая происходит со Святой Церковью. Оставаясь вечно святой и непорочной, Она как одеждой временами покрывается тьмой ересей. Снимает с себя одежды уныния и помрачения от ересей (ныне) Христова Церковь, и одевает ризу веселия, и покрывается божественной и светоносной благодатью.
На первообразное яве образа, почесть и поклонение возносяще, чтим, благочестивых учением последующе, и Христу верою зовем: благословите вся дела Господня Господа.
В этом тропаре из восьмой песни канона выражено важнейшее богословское правило истинного Богопочитания. Вознося честь и поклонение Первообразу (Господу), явленному в образе (иконе), чтим (ее), и, следуя учениям святых отцов (благочестивых), призываем с верой ко Христу: «Да благословит Господа всё, сотворенное Им!»
Завершает канон девятая песнь, в тропаре которой предстает истинный образ дома Божьего, Его Святой Церкви. Священнописаньми образов украшеную, зряще паки честную Церковь, со благоговением вси притецем и Богу возопиим: Тебе величаем Трисвятый. Отрицающие значение икон тем самым умаляют значение воплощения Бога в образе человеческом и искажают учение о Святой Троице. Вот, пожалуй, почему обращением к Триединому Богу заканчивается этот прекрасный тропарь.
Видя досточтимую Церковь, вновь украшенную иконами, этими священными свидетельствами (истины), с благоговением придем же все (в дом Божий) и воскликнем Богу: «Тебя величаем, Святая Троица!»
Ст. преподаватель Минского Духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано "Воскресение", №3, 2013 г.