Если кто-то из нас готовится ко Святому Причащению на Светлой седмице, то к молитвенному правилу присоединяется Канон Пасхи. Кроме ночной пасхальной службы этот канон поется в праздничные дни вплоть до Вознесения.
Первый ирмос (начальная песнь) канона отвечает на вопрос, почему христианский праздник Воскресения Христова называется так же, как ветхозаветный, иудейский.
Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющыя.
В переводе с иврита «песах» обозначает «прохождение мимо», и в этот день вспоминается о спасении еврейских первенцев в Египте, когда поражающий египтян Ангел «проходил мимо» еврейских домов. Затем Бог через Моисея вывел богоизбранный народ из Египта в землю обетованную. Оба эти события находят отражение в первом ирмосе пасхального канона, только переход от «смерти к жизни» и «от земли к небеси» рассматривается через победу Христа над смертью и тиранией греха.
Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в немже утверждаемся.
Ирмос третьей песни канона тоже содержит библейский образ. Во время странствия израильтян по пустыне, в момент, когда их страдания от жажды достигли предела, Моисей ударил жезлом о камень, и потекла вода. Теперь же автор пасхального канона преподобный Иоанн Дамаскин призывает нас вкусить новое питие («пиво новое»), не от бесплодного камня чудесно происшедшее, но из святой пещеры-гроба, откуда словно живительный поток, воскрес Христос.
Пророчествами о Христе и христианской Церкви полна вся Библия, и в частности, о них говорит и книга пророка Аввакума. В четвертом ирмосе пасхального канона звучит его имя.
На Божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами, и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен.
Пророк Аввакум для молитвы поднимался на башню, и здесь ему отвечал Сам Господь. Бог открыл Своему пророку, что наступит время, когда Господь явится на земле в необычайной силе и славе. Святой автор пасхального канона призывает пророка Аввакума в свидетели того, что предсказание совершилось. Ангел явился Христовым ученикам с уверением всемогущества Божия, победившего самого сильного и ненасытного врага — смерть.
Ранним утром жены-мироносицы (в числе которых была и Матерь Божия) пришли ко гробу с благовонным миро в руках. В пасхальную ночь мы призваны подражать им, но что же нам «принести Владыце вместо мира»?...
Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим правды Солнце, всем жизнь возсияюща.
Перед Своим Воскресением Господь сошел в преисподнюю и освободил томившихся там узников.
Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскрес еси от гроба.
«Вереи» — это затворы ворот. Сокрушив их, Господь выпускает в жизнь вечную, райскую, всех праведников древности, таких как Иона, который, являясь прообразом Христа, на третий день освободился из чрева поглотившей его гигантской рыбы.
Всех песней канона — девять, и в каждой — несколько тропарей, наполненных святой радостью и великолепным богословием. Каждое слово в них — духовная пища, доставляющая душе истинную сладость понимания смысла главного христианского праздника.
Ст. преподаватель Минского Духовного училища
Андрей Ахметшин