На десятый день после Своего Вознесения Господь исполнил обещание послать апостолам Дух Святой. Это произошло в день ветхозаветного праздника Пятидесятницы, который называется так, потому что на 50-й день после исхода из Египта Моисей получил на горе Синай от Бога откровение — скрижали с Десятью заповедями. В день новозаветной же Пятидесятницы Сам Дух Святой в виде огненных языков почил на каждом из святых апостолов.
Сионская горница, где это происходило, была украшена зеленью в память о том, как зеленела гора Синай при Моисее. Мы тоже украшаем храмы зеленью, подчеркивая живительную силу Святого Духа, который «везде существует и всё наполняет».
В этот день человечеству явилось третье Божественное Лицо Создателя, поэтому праздник называется Днем Святой Троицы. Что же говорится о нем в церковной службе, которая совершается вечером, накануне Литургии?
Канон службы Пятидесятницы отличается особой таинственностью. Переводчики ее на церковнославянский язык старались максимально точно передать все поэтические образы, слово в слово повторяя греческий текст (этого требовали византийские церковные законы).
Например, в третьей песне канона звучит следующий тропарь:
Божественнаго духа нашедшая сила, раздельшийся древле глас, зле согласившихся, во едино приличие божественне совокупи, ведением Троицы вразумляющи верныя, в Нейже утвердихомся.
О каком «разделившемся в древности гласе» упоминает святой автор канона Косма Маюмский? Пожалуй, здесь наиболее ярко видятся два образа. Первый — отпадение израильтян от Моисея в сам праздник, когда пророк спустился с Синая: они сделали себе золотого идола, «зле согласившись» отвергнуть Бога. Второй — «разделение», отпадение от Бога в синедрионе иудеев, современников Христа, «зле согласившихся» предать смерти Сына Божьего. Дух же Святой «божественной силой соединил во едино верных, вразумляя их познанием Троицы».
Догмат о нисхождении Святого Духа от Бога Отца отчетливо рассматривается в пятой песне канона. Нужно сказать, что преподобный Косма Маюмский жил в VIII веке, до разделения Церквей на Восточную и Западную, и его слова отражают более древнее церковное учение, от которого впоследствии откололись католики. (Они утверждают, что Святой Дух исходит от Отца и Сына).
Нашедшая сила днесь сия, Дух Благий, Дух премудрости Божия, Дух от Отца исходяй, и Сыном верным нам явлейся подавателен, в нихже вселяется естеством святыни, в нейже зрится.
В этом тропаре Святой Дух ясно назван «исходящим от Отца» и «подающимся от Сына». Указана и цель Божественного промысла, — чтобы «вселиться естеством святыни в сердца верных и быть видимым, познаваемым, ими».
Но может ли непросвещенное покаянием сердце увидеть действие Духа Святого? Вот что говорится об этом в седьмой песне:
Ветующим божественная величия апостолам, Духа действо непщевашеся пианство неверствующим, Имже Троица познавается, Един Бог отец наших.
Когда апостолы проповедовали божественные совершенства, для неверующих действие Святого Духа казалось пьянством, но через Него — Духа Святого — Троица познается, Единый Бог отцов наших.
Пусть же торжество жизни, «день рождения Церкви», как еще называют праздник Троицы, станет и нашим личным праздником «верных», чтобы мы всегда с уверенностью и сыновней любовью к Богу обращались к Духу Жизни: « …Приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наши».
Ст. преподаватель Минского Духовного училища
Андрей Ахметшин