Вы стали камнем в основание веры

Они пострадали не в один день, но в одном городе — столице Римской империи. Их мощи в 258 году были торжественно перенесены (в Сан-Себастьяно), и с тех пор день 29 июня по старому стилю или 12 июля — по новому — стал праздником святых апостолов Петра и Павла.

На праздничном богослужении читается канон святым первоверховным апостолам, вернее, два канона — первый Петру, а второй — Павлу. Однако по мысли автора канонов — святого Иоанна Дамаскина — два апостола достойны равной славы, отчего они и названы оба «первоверховными».

Преподобный Иоанн Дамаскин трудился в VIII веке, когда уже возникло лжеучение о первенстве Римской церкви, и в каноне святой песнотворец следует православному учению о том, что святой апостол Петр — не «князь апостолов» (по католическому учению), а первый среди равных.

Уже в третьей песне он уверенно называет «камнем основания для душ верных» не только апостола Петра, но и Павла. Вот как звучит тропарь, посвященный апостолу Павлу во втором каноне.

Ты камень основания верным душам положился еси, многоценен, краеуголен, Спаса и Господа.

Конечно, жизнь Савла была не безупречной до его просвещения Господом.

Вседе якоже лев, яровидно погубляя Христову Церковь, Савл иногда, ят же быв божественным гласом Агнца Божия, Егоже гоняше, стадо яко пастырю вручает.

Когда-то Савл, как лев сидел (в засаде), яростно погубляя Христову Церковь, но сам был уловлен божественным голосом Агнца Божия, которого гнал. (И вот, Господь ему) как пастырю вручает стадо.

Если сравнивать личности святых Петра и Павла до их обращения в христианство, мы увидим значительную разницу в воспитании, образовании и образе жизни. Во многом их можно рассматривать как личности противоположные, и это свидетельствует о Церкви Христовой, принимающей в свое лоно всех верных без исключения, несмотря на индивидуальные различия. В пятой песне канона описывается одно из чудес Господних — превращение «ловца и невежды» в дерзновенного проповедника благодати.

Иже от любве приим (приняв) дерзновение к Богу, достойно чудимь бываше (был достоин удивления), ловец (рыбак) и невежда, чудодействуя (сам совершая чудеса) преславно благодатию.

В седьмой песне канона святой Иоанн Дамаскин вновь называет  «печатью и венцом апостолов» не «князя апостолов» (по католическому учению), а того, кто «был призван позже других».

Бысть (был Павел), Христе, печать и венец апостолов Твоих, иже (который) на последок званный времен, тщанием же всех превзошед (подвигом всех превзошел). С нимже людие церковнии поют Тебе: отец наших, Боже, благословен еси.

Ничуть не принижая величие святого первоверховного апостола Петра, словами из девятой песни канона мы подчеркиваем необычайную святость этого выдающегося человека.

Твоя преизящная благодать славится достойно, сени бо твоей страсти немощных, Петре, отгоняющей: темже тя величаем.

Твоя благодать, которая в высшей степени прекрасна, прославляется достойно, ведь даже тень твоя, Петр, отгоняла страдания от немощных. Поэтому и мы тебя величаем!

И нисколько не меньшую любовь мы выражаем второму первоверховному апостолу, равному Петру в подвиге крестоношения.

Твоим покланяемся веригам (цепям), яже (которые) за Христа яко злодей носил еси: язвы же Павле облобызаем, яже на славнем твоем и победоноснем носиши телеси.

Такие разные в путях ко Христу и такие равные в христианском подвиге, святые апостолы Петр и Павел, молите и о нас, тоже разных по воспитанию, образованию, образу жизни, но объединенных одной православной верой,  — да спасет Господь души наши!

Ст. преподаватель МинДУ

Андрей Ахметшин