Праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) – последний в ряду Двунадесятых праздников (новый церковный год начинается 1 сентября новому стилю). Ему предшествует двухнедельный пост. По мысли некоторых богословов, этот пост посвящен не только Успению, но и празднику Преображения Господня (19 августа). В чем смысл Успенского поста? «Потому и мы должны поститься… подражая житию Ее (Богородицы)», — замечает святой Симеон Солунский, один из лучших толкователей богослужения Православной Церкви.
Глубокие и прекрасные образы, посвященные празднику, мы найдем и в каноне, который читается в Церкви на Всенощном бдении.
Достойно яко одушевленное тя небо, прияша небесная Пречистая, божественная селения: и предста светло украшена, яко Невеста всенепорочная, Царю и Богу.
В этом тропаре из первой песни канона содержится одно из традиционных наименования Пресвятой Богородицы — Небом. Как небо вмещает Бога, так и Богоотроковица вместила в Свое чрево Невместимого. По достоинству приняли Тебя, Пречистая, небесные божественные селения, как Небо, имеющее (человеческую) душу. И предстала Ты пред Царем и Богом украшенная светло, как Невеста, Чистейшая душой и телом.
Третья песнь канона напоминает нам церковное предание, которое запечатлено на иконе Успения. Один иудейский священник во время похорон хотел опрокинуть гроб, но невидимый Ангел отсек ему обе руки. Раскаявшись, Афоний (так звали священника) был исцелен апостолом Петром.
Постиже руце досадительные дерзаго (дерзкого), усечением суд нанес, Богу сохраншу честь Одушевленному Кивоту, славою Божества, в немже Слово плоть бысть.
В этом тропаре мы слышим еще одно традиционное наименование Божией Матери — «Одушевленный Кивот». Подразумевается Кивот (ковчег), в котором хранились священные реликвии в ветхозаветном Иерусалимском храме. Постиг суд усечением рук дерзкого злоумышленника, потому что Бог сохранил честь Одушевленному Кивоту, давшему плоть Богу Слову славою Божества.
Тема священного ковчега, в котором кроме других реликвий хранились данные Самим Богом скрижали Завета (Десять Заповедей), находит продолжение в седьмой песне канона.
Богоделанныя скрижали Моисей, писанныя Божественным Духом, яростию сокруш, но сего Владыка, рождшую неврежденну в небесныя сохрань домы, ныне внутрь всели. С нею играюще вопием Христу: препрославленный отцев и наш Боже благословен еси.
Известно, что первые скрижали были разбиты самим Моисеем, когда народ израильский предал Бога, сотворив себе золотой кумир. Но теперь Сама Матерь Божия сравнивается с драгоценным содержимым священного ковчега, ведь Она вместила в Себя Бога Слово, преподавшего миру учение Нового Завета, не подвластное разрушению.
Трогательно и по-человечески очень понятно звучит в девятой песне наименование Сына Божьего — «должником» по отношению к Своей Матери.
Иже странно вселивыйся, Богородице, в чистое чрево Твое воплощаемь, сей всесвященный дух Твой прием, у Себе упокои, яко должник Сын: темже Тя поем Дево, и превозносим во вся веки.
Вселившийся, как странник, в чистое чрево Твое при воплощении, принял (теперь) святейший Твой дух, упокоил у Себя, как Сын и должник. И мы воспеваем Тебя, Дева, и превозносим на все времена.
Праздник Успения Божией Матери в нашем сознании соединен с грустью прощания, однако богословие текстов службы, наполненных небесными образами, полностью лишено земных представлений о смерти. Да и само слово «смерть» может ли быть употреблено к Матери Бога Жизни?
Приидите, вернии, ко гробу приступим Божия Матери, и обимем сердцы и устнами, очесы и лицем чисто прикасающеся, и почерпающе исцелений независтныя дары от источника приснотекущаго.
Ст. преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", №8, 2013.