Премудрость создала дом Свой

Праздник Покрова Божией Матери приобрел народную любовь именно в Русской Православной Церкви. Очевидно, наши предки увидели в чудесном явлении Пресвятой Богородицы в Константинополе начало Ее особого попечения о русском народе. Это произошло в начале X века, за несколько десятилетий до крещения Руси. Святой Андрей Христа ради юродивый, созерцавший видение, был славянином, проданным в рабство в Константинополе. Да и молились во Влахернском храме, по некоторым источникам, для защиты от нападения племен русов.

Славяне полюбили этот праздник, в котором выражают Божией Матери особую благодарность за покровительство над  родом христианским, над Русью, куда после разрушения Византии перешло знамя Православной веры. Мы же эту благодарность выражаем, прежде всего, в храме, за богослужением.

На Всенощном бдении по праздникам, в первой части службы, звучат таинственные, чаще всего,  ветхозаветные чтения, которые называются «паремиями». Их тайну мы постараемся раскрыть в ближайших номерах газеты.

В день Покрова, как и на Рождество и Успение Божией Матери, в середине храма читаются три ветхозаветных отрывка: из книги «Бытия», «Книги пророка Иезекииля» и «Притчей Соломона».

«Изыде Иаков от студенца клятвеннаго (источника, возле которого праотец Авраам и филистимский царь поклялись друг другу о мире), и иде в Харрань. И обрете место и спа (заснул) тамо…» Так начинается первая паремия. «…И сон виде: и се лествица утверждена на земли, еяже глава (верх) досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и нисхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней…»

Одно из поэтических наименований Пресвятой Богородицы — «лествица небесная, Еюже сниде Бог» (из Акафиста Пресвятой Богородице). Господь, как по лестнице,  с небес сошел на землю, воплотившись  от  Девы Марии. Заканчивается первая паремия благоговейным призывом почитать «дом Божий и врата небесные», образы, усвояемые Матери Божией: «И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие (не просто пустынное место),  но дом Божий и сия врата небесная».

Чтец на несколько мгновений прерывает чтение, чтобы начать новую паремию — из «Книги пророка Иезекииля».  «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего, и яже спасения вашего, и прииму вы…» В этих словах кратко изображается картина ветхозаветного богослужения, призывая и нас  участвовать в службе Богу, где совершаются и раскрываются великие божественные тайны. Одну из них — воплощение Сына Божьего через Деву Марию пророк Иезекииль видит в образе «восточных врат»: «И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их, яко (только) Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена…» Эта паремия, в которой утверждается  догмат православной веры о приснодевстве Пресвятой Богородицы, заканчивается  торжественным восклицанием в духе праздника: «И видех, и се (вот) исполнь славы храм Господень».

Наконец, в третьей паремии из «Притчей Соломона» Божия Матерь Сама обращается к нам в образе таинственной Хозяйки дома Премудрости. «Премудрость созда себе дом… Посла своя рабы (святых), созывающи с высоким проповеданием на чашу глаголющи: иже есть безумен, да уклонится ко Мне…»  С терпением любящей матери Дева Мария указывает нам правильный путь жизни, чтобы прийти в дом Божьей Премудрости: «Оставьте безумие, и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении…»

Ветхозаветную истину, полностью созвучную с новозаветным учением о страхе Божием, Пресвятая Богородица исполнила Сама и учит нас словами притчи Соломона: «Начало премудрости, страх Господень, и совет святых, разум. Разумети бо закон (Божий), помысла есть благаго (есть наилучший помысел): сим бо образом многое поживеши время, и приложатся Тебе лета живота.»

Жизнеутверждающее окончание паремии гармонично вплетается в богослужение и соединяет в одно целое нашу мысль о Божией Матери с тайной будущего века, где Пресвятая Богородица — покровительница всех, усердно молящихся Ей.

Опубликовано: "Воскресение", № 10, 2013.

Ст. преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин