«Крест — красота Церкви. Крест – ангелов слава и демонов язва.» Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня — особый день, когда мы чтим крестные страдания Спасителя и само орудие позорной римской казни, ставшее для нас оружием спасения.
Каждый момент Богослужения в этот день учит нас православному почитанию Креста Господня. Особой таинственной атмосферой овеяно чтение паремий, — отрывков из Священного Писания, чаще всего, ветхозаветных, — когда чтец выходит на середину храма и зачастую при свете свечи возвещает нам духоносные слова двух-трехтысячелетней давности.
Если вдуматься, — этим словам нет цены, как сокровищу, пережившему века и эпохи. Какое же значение имеют паремии (с греческого языка — «притчи») в контексте Богослужения и какую духовную пищу предлагают они нам в день праздника Воздвижения?
Как правило, в праздник читаются три паремии (в честь Пресвятой Троицы). На Воздвижение святые отцы, составители богослужения, выбрали три отрывка из библейских книг «Исход», «Притчи Соломона» и «Книга пророка Исаии».
Первый отрывок начинается словами: «Поят Моисей сыны Израилевы от моря Чермнаго (современное Красное море), и веде тыя в пустыню Сур… » Израильтяне пришли в Мерру (с евр. — «горечь»), где не смогли напиться из источника воды по причине его непригодности для питья. «Возопи же Моисей ко Господу, и показа ему Господь древо: и вложи тое в воду, и сладка бысть вода…»
Чудо превращения «мертвой» воды в «живую» — прообраз претворения ветхозаветного учения, ставшего во времена Иисуса Христа «законническим», мертвым, в новозаветное, наполненное новым, живым, содержанием. Это превращение стало возможным благодаря Кресту Господню, Его проповеди, крестной смерти и воскресению.
После Мерры израильтяне перешли в Елим, «и бяху тамо дванадесять источников вод, и седмьдесят стеблий финиковых, и ополчишася (стали боевым ополчением) тамо при водах…» Не напоминает ли нам «двенадцать источников вод» и «семьдесят стеблий финиковых» евангельскую историю? Вслед за Господом христианскую проповедь продолжили двенадцать Христовых апостолов, а также семьдесят других верных Его учеников.
Следующая паремия — из книги «Притчей Соломона» — имеет два ключевые образа, которые тесно соотносятся с праздником Воздвижения. Первый — страдания Господа. «Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаемый: егоже (того, которого) бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет…» Хотя эти слова говорят и о попущении Богом страданий каждому человеку вообще, но мы, конечно, понимаем под «сыном» прежде всего — Сына Божьего. А под словом «наказание» — ту жертву любви Бога Отца, которую Он принес за человеческий род, отдав Единородного Сына для искупления людей от их грехов.
Заканчивается отрывок паремии словами: «Древо живота есть всем держащимся ея (премудрости), и восклоняющимся на ню, яко на Господа, тверда» (Все, кто держится премудрости и опирается на нее, как на твердыню Господню, — имеют древо жизни). Под «премудростью» здесь тоже подразумевается Сын Божий. А «древо жизни» — христианское учение, неотделимое от образа Животворящего Креста.
Наконец, отрывок из «Книги пророка Исаии» потрясающе ясно указывает на Крест Господень. «… И слава Ливанова (местность, богатая драгоценной древесиной) к тебе (Иерусалиму) приидет, в кипарисе и певке (сосне), и кедре вкупе, прославити место святое Мое, и место ног Моих прославлю…» По преданию, орудие казни Господа было составлено именно из этих трех пород дерева — кипариса, сосны и кедра, — и Святой Крест прославил Иерусалим больше всех городов земли, здесь совершилось распятие Спасителя и Его святое Воскресение.
Последние слова паремии можно понять как таинственное обращение Бога Отца к Своему Сыну: «…Аз есмь Господь спасаяй Тя, и избавляяй Тя Бог Израилев». Этими же словами и Сын Божий обращается к нам в день праздника Своего Животворящего Креста.
Опубликовано: "Воскресение", №9, 2013.
Ст. преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин