Такой вопрос задал преемник великого Моисея Иисус Навин явившемуся Ангелу, когда израильтяне были возле Иерихона.
…Он же рече ему: аз Архистратиг силы Господни, ныне приидох (пришел) семо (сюда). И Иисус паде лицем своим на землю, и рече ему: Владыко, что повелеваеши рабу Твоему?
Отрывком из книги Иисуса Навина начинаются торжественные ветхозаветные чтения паремий накануне 21 ноября, когда Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Мир ангелов скрыт от наших глаз, и церковное учение призывает: «…Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они…» (1Иоанн. 4,1) Таинственные ветхозаветные тексты, написанные более двух тысячелетий назад, звучат в храме для того, чтобы показать неразрывную связь любого христианского праздника с древними библейскими событиями. Так почитание нами Архангела Михаила и других святых Ангелов (включая Ангелов-хранителей) — не новое учение. Его корни обнаруживаются и в Книге Иисуса Навина, и в библейской Книге Судей, и в пророчествах Исаии, и во многих других местах Библии.
...И се Ангел Господень прииде, и седе под дубом, иже (который) во Евфрафе, в земли Иоаса, отца Езримова, и Гедеон сын его млатяше (молотил) пшеницу на гумне… И явися ему Ангел Господень, и рече к нему: Господь с тобою сильный крепостию.
Вторая паремия в день праздника всех Архангелов и Ангелов, описывая призвание Гедеона, одного из величайших героев Библии, также учит трезвости и рассудительности в общении с духовным миром. Будущий судья израильского народа не сразу принимает слова Ангела, но «испытывает» его: «…Аще есть Господь с нами, и чесо ради (почему) обретоша ны вся злая сия? (постигли нас все эти бедствия) …Ныне отверже ны (нас) Господь, и предаде ны в руку Мадиамлю (языческого народа)».
Ответ Ангела был такой: «Иди в крепости твоей сей, и спасеши Израиля от руки Мадиамли». Однако Гедеон продолжает вопрошать: «Во мне, Господи, в чесом спасу Израиля (как, Господи, я спасу Израиля)? Се тысяща моя (род мой) хуждша (худший) в Манассии (одного из 12-ти израильских колен), и аз есмь мний (меньший) в дому отца моего». Тогда отвечает ему Господь: «Понеже (поскольку) Аз буду с тобою, и избиеши Мадиама яко мужа единаго».
В диалоге с Ангелом Гедеон проявляет смирение, которое является залогом истинности видения, ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5,5).
А о печальном уделе гордых повествует третья паремия праздника, — отрывок из книги пророка Исаии.
Тако глаголет Господь: вся земля да вопиет с веселием. И древа ливанова да возвеселятся о тебе, и кедры ливановы рекут: отнележе (с тех пор как) ты уснул еси, не взыде секий (срубающий) нас.
Нужно быть очень внимательным, чтобы правильно понять этот отрывок Священного Писания, ведь он посвящен… отнюдь не Ангелу света. Пророк Исаия повествует о падении денницы, некогда самого могущественного ангела: «Како спаде с неба денница, заутра возсиявающая? Сокрушися на землю, посылаяй ко всем языком (попирающий народы). Ты бо рекл (говорил) еси в помышлении твоем: на небо взыду, верху звезд небесных поставлю престол мой… И взыду вышше облаков, и буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, во основания земли… Зане (потому что) землю Мою погубил еси, и люди Моя поразил еси, и не пребудеши в вечное время».
Даже в день праздника Небесных Сил святая Церковь напоминает нам о существовании «духов злобы поднебесных (Еф.6,12)», которые тоже населяют духовный мир, и против которых мы призваны вести непримиримую борьбу. Верную помощь нам в этом оказывают святые, светлые Ангелы, могущественные покровители наши.
«Святые Архангели и Ангели, молите Бога о нас!»
Ст. преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано в газете «Воскресение», № 11, 2013 г.