И поведет Господь их посреди источников вод

Накануне Крещения Господня Церковь вспоминает ветхозаветные пророчества об этом событии. В день Крещенского сочельника (накануне самого праздника) в храмах читаются тринадцать паремий.

Первый библейский отрывок — из Книги Бытия — повествует о творении мира. “…Дух Божий ношашеся верху воды”. В этой фразе под словом “вода” понимается первобытная материя — первовещество последующего творения мира. Нужно сказать, что именно это представление о воде как первобытной материи отражается в символике крещения человека: при троектратном погружении в освященную воду мы претерпеваем кратковременное погребение, смерть для греха, и затем — восстание, воскресение к новой жизни, во Христе.

Следующие две паремии — из Книги Исход. Сначала святой Моисей  ведет израильский народ через Чермное (Красное) море, которое расступилось перед ними. “… И вода им бысть (была) стена одесную (справа) и ошуюю (слева).”  Затем “поят (взял) Моисей сыны израилевы от моря Чермнаго, и веде тыя в пустыню Сур, и идяху три дни в пустыни, и не обретаху воды…” Здесь по молитве Моисея горькая вода в источнике под названием Мерра стала сладкой, пригодной для питья.

О святой реке Иордан, крещенской купели Господа, повествуют три следущие паремии — из Книги Иисуса Навина и Четвертой книги Царств. Сначала мы видим как Иордан расступился по молитве Иисуса сына Сирахова, и “сыны изралилевы прейдоша по суху”. Затем то же произошло по молитве святого пророка Божия Илии, когда “прият  (взял) Илия милоть (плащ) свою, и свит ю (его), и порази ею воды и разделися вода сюду и сюду: и преидоста оба (с пророком Елисеем) по суху”. После того как Илия был взят живым на небо в огненной колеснице, “прият Елиссей милоть Илиину падшую верху его, и удари воды, и не разделишася. И рече Елиссей: где убо есть Бог Илиин апфо? (Слово “апфо” передает непереводимое состояние сердечного воздыхания пророка.) И удари Елиссей второе, и разделишася воды, и прейде по суху”.

С Елисеем связано и следущее чудо, которое пророчествует о целебных свойствах освященной воды. “Прийде Нееман, князь царя ассирийского, с колесницами и коньми своими, и ста при дверех храма Елиссеева.” Нееман был болен проказой, и лишь когда он “погрузися во Иордане седмижды по глаголу человека Божия: и обратися (изменилась) плоть его к нему яко отрочате мала (стала чистая как у ребенка), и очистися.”

Паремия из Книги пророка Исаии раскрывает духовную сторону спасительного очищения. “Тако глаголет Господь: измыйтеся, и чисти будите: отымите лукавствия от душ ваших, пред очима Моима, престаните от лукавствий ваших”.

Многие важнейшие события  в библейской истории сопровождаются явлением Ангелов Божиих. В том числе, они присутствовали и при крещении Господнем (взглянем на иконографию праздника).  Книга Бытия описывает важный момент встречи патриарха Иакова со своим братом Исавом. Накануне, “воззрев Иаков, и виде полк Божий ополчившийся, и сретоша его Ангели Божии”. Иаков и Исав дружески встретились после многолетней разлуки. Здесь можно увидеть аналогию встречи Господа со святым Иоанном Крестителем, которые тоже были родственниками.

Ветхозаветные чтения на Крещение Господня напоминают нам и о том, как младенец Моисей был взят дочерью фараона из реки (еще одна паремия из Книги Исход), и о том,  как Гедеон ( в Книге Судей)  “исцеди руно (овечью шерсть), и истече роса от руна, исполнен окрин (сосуд) воды”, и о том как пророк Илия (в Третьей книге Царств) приказал вылить на жертвенник “четыре водоносы воды… и рече: удвойте… и рече: утройте… и паде огнь от Господа с небесе , и пояде всесожжения, и полена, и воду яже на них…”

Завершается чтение паремий словами пророка Исаии, в которых сквозь ветхозаветное представление о строгости отношения Бога к человеку уже пробивается свет новых понятий. Мы видим Создателя не только как милующего Судью, но и как любящего Отца, который все творит для спасения  Своих чад в вечности.

Крещение — это первый шаг каждого из нас в Церковь, совершаемый нами по примеру Самого Господа. “И сквозе источники вод проведе я (их)…  Егда забудет жена отроча свое, или не помилует исчадия чрева своего? Аще же и сих забудет жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь”.