И узнают Господа в земле Египетской

Пресвятая Богородица и праведный Иосиф приносят младенца Иисуса в храм, исполняя закон. Старец Симеон встречает их радостным «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

События, изображенные на праздничной иконе Сретения Господня (15 февраля), и тема встречи Ветхого и Нового Заветов раскрываются по-новому, когда мы слушаем ветхозаветные чтения на Всенощном бдении — праздничные паремии.

Глагола Господь к Моисею в день он (тот), воньже (в который) изведе (вывел) сыны Израилевы от земли Египетския, глаголяй: Освяти Мне всякаго первенца перворожденнаго…

В 13-й главе Книги Исход мы видим установление закона, по которому первенцев мужского пола предписывалось приносить в храм для посвящения Господу. И будет, яко аще (когда) вопросит тя по сих (после этого) сын твой, глаголя: что сие? И речеши ему: яко рукою крепкою изведе нас Господь от земли Египетския, из дому работы (рабства)… И будет в знамение непоколебимо пред очима твоима.

Когда египтяне, видя многочисленные чудеса Божии, все же, упираясь, не желали отпускать на волю израильский народ, Господь явил им последнюю казнь — в одну ночь умерли все египетские первенцы. Смерть не коснулась израильских младенцев, и в честь этого предписывалось приносить детей в храм для посвящения Господу, как своеобразную духовную жертву. Яко тако рече Господь Бог Вседержитель: яко перворожденная сынов твоих даси Мне.

В конце паремии вновь подчеркивается связь посвящения еврейских первенцев Богу с событиями египетских казней. …Сии (первенцы израильские) Мне суть, от всех сынов израилевых, и приях их, и освятих я (их) Мне, вместо первородных египетских.  Почему же в священной истории так категорично противопоставляются египетские и еврейские младенцы? По мнению святых отцов, Египет в Священном Писании символизирует страну греха. Младенцы — помыслы, начала, ростки действий. Объясняя ветхозаветные события с точки зрения Нового Завета, Господь призывает все начатки наших мыслей, из которых вырастают дела и само существо нашей жизни, посвящать Богу, отвращаясь от причастности к «стране греха», то есть, дьяволу.

 Две следующие паремии — из Книги пророка Исаии. В первой изображена встреча пророка с Господом в святом храме. …Видех Господа седяща на престоле высоце, и превознесенне, и исполнь дом славы Его… Пораженный величием видения и видом воспевающих Бога Серафимов, пророк восклицает: «О, окаянный аз!... яко человек сый (есть), и нечисты устне имея, …и Царя Господа Саваофа видех очима моима!»

Встреча святого пророка Исаии с Господом прообразует собой события Сретения. Как Исаия предстал перед Вседержителем, так и Мессия, Господь Иисус Христос — пред Богом Отцом. И слышах глас Господа глаголющаго: кого послю, и кто пойдет к людем сим? Пророк отвечает: «Се, аз есмь, посли мя».  Как в Ветхом Завете Господь посылает к людям Своего пророка, так в Новом Своего Сына Единородного, Иисуса Христа: «…Иди и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидете…» В этом пророчестве открывается грядущее отвержение израильским народом Слова Божия, за что Израиль и будет наказан. Пророк спрашивает: «До каких пор люди будут глухи и слепы?» …Дондеже аще запустеют гради, …и земля оставлена будет пуста. И по сих (затем) продолжит Бог человеки (новый род — христиан), и умножатся оставльшиися на земли.

Чрезвычайно интересно развивается уже встречавшийся нам образ Египта в последней, третьей паремии. Се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и сотрясутся рукотворенная (идолы) египетския от лица Его… В день он (тот) будут египтяне в страсе и трепете, от лица руки Господа Саваофа, юже (которую) Он возложи на них. Но вот, обличительный характер пророчества меняется. И будет олтарь Господень в стране Египетстей, и столп в пределех его Господеви (Господу). Нужно заметить, что символическому образу столпа в Ветхом Завете соответствует Крест Господень — в Новом. И будет (столп) в знамение в веки Господу Саваофу, в стране Египетстей: яко (ибо) воззовут ко Господу, и послет им Господь Человека, Иже спасет их.

Посланный Богом в грешный мир («Египет») Человек и есть Господь Иисус Христос. В день Сретения мы видим Его на руках Богоматери и праведного Симеона Богоприимца. Воистину безмерна и непостижима любовь Божия к роду человеческому, к нашему миру, «Египту», страдающему от своих грехов! Но Сын Человеческий пришел, чтобы взыскать и спасти погибшее (см. Лк. 19,10). Поэтому …и познают египтяне Господа в день он, и сотворят жертву и дар, и помолятся, и воздадут обеты своя Господеви.

 

Ст. преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин