И сказал Моисей: «Пойду и взгляну на это великое таинство… »

Однажды Моисей привел стадо овец к горе Хорив. В это время он еще был пастухом у своего тестя, священника Иофора. Видит — терновый куст перед ним горит огнем и не сгорает.

Рече же Моисей: прешед узрю видение великое сие, что яко не сгарает купина?

Образ горящего и не сгорающего куста — купины — одно из  ветхозаветных пророчеств о Деве Марии. Господь вселяется в Нее, чтобы родиться на земле Человеком по плоти. Тот, Кто повелевает стихиями, Кто сотворил мир из небытия, — находит жилище в лоне кроткой Девы, не опаляя и не разрушая Ее пречистого тела. Поэтому ветхозаветное чтение — паремия — из Книги Исход  о горящей купине читается в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещение почти всегда выпадает на период Великого поста или в первые дни после Пасхи. В связи с тем, что устав поста и Пасхи имеет существенные отличия от других периодов года, паремии в честь Благовещения могут читаться не в сам день праздника, а накануне, утром.

Рече же Господь к Моисею: видя видех озлобление (страдания) людей Моих, иже во Египте, и вопль их услышах от насильствующих в делех (из-за жестокости надсмотрщиков в работах). Вем бо болезнь их, и снидох еже изъяти их от руки египтян, и извести их от земли оныя (той), и ввести их в землю благу и многу, в землю точащую (источающую) мед и млеко.

Пророческий смысл  этой паремии заключается в том, что  слова Бога: «… Я сошел с небес, чтобы спасти их от руки египетския», относятся не только к призванию Моисея вывести израильский народ из Египта. Откровение,  данное Моисею на горе Хорив о сошествии Господа с небес, полностью исполнилось именно в день Благовещения. Бог стал Человеком, чтобы привести нас в землю обетованную, где встретишь наслаждение («мед и млеко»), неведомые в мире сем. Ведь и сам Моисей своим последующим трудом прообразовал подвиг Спасителя, Который освободил людей от рабства греху.

Вторая паремия на праздник Благовещения  тоже содержит обращенные к нам слова Самого Господа. (Особенность богослужения состоит в том, что собственно праздничных паремий не три, как обычно, а две.) В восьмой главе Книги Притчей Соломоновых звучит высказывание Премудрости о самой себе. Вся книга написана от лица Премудрости, и вот тогда, когда она говорит о себе, становится ясно, что ее образ — это образ Самого Бога, Который обращается к людям.

Господь созда Мя начало (началом) путей Своих, в дела Своя: прежде век основа Мя в начале, прежде неже (чем) землю сотворити, и прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником водным: прежде неже горам водрузитися, прежде же всех холмов раждает Мя.

Созерцая подробную картину творения мира, нельзя не прийти к мысли, что вместе с Богом- Отцом мир создавался и Сыном Божиим, Который также именуется Словом Божиим. Посредством Его мир получил бытие, и, конечно, не только бытие, но затем и спасение любимого творения Божьего — человека.

Господь сотовори страны и пустыни, и концы (пределы) населены под небесем. Когда готовяше (готовил) небо, с Ним бех (с Ним была я, Премудрость): и егда отлучаше (устанавливал) Себе Престол на ветрех. Егда крепки творяше вышния облаки, и яко тверды полагаше источники поднебесныя: внегда полагати морю предел его, и воды не мимоидут уст Его (не противятся Его словам), и крепки творяше основания земли, бех (была) к Нему подобна.

В момент Благовещения ожидаемое в веках получило воплощение. Радостно, ликующе звучат последние слова паремии. Господь радуется о творении, давая нам пример иметь непоколебимую веру в то, что промысел Его  всегда благ и не может не веселить сердце.

Аз бех, о нейже  радовашеся (я, Премудрость, возрадовалась о сотворенной земле), по вся дни веселяхся пред лицем Его, на всяко время.

Ст. преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано в газете «Воскрсение», № 3, 2014 Г.