Придя ко гробу Спасителя на рассвете дня, жены-мироносицы (по преданию, среди них была и Матерь Божия) не нашли Тела Господня, но Ангел возвестил им — Христос воскрес!...
«Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Мф. 13,17)», — говорил Господь Своим ученикам. Накануне Святой Пасхи, в Великую Субботу, мы слышим слова пророков и праведников, которые прообразуют события страданий и воскресения Христова. В связи с тем, что Пасха — праздник исключительной значимости, — поэтому и ветхозаветных отрывков в Великую Субботу читается не три, как обычно, а шестнадцать.
Некоторые паремии, читаемые накануне Пасхи, например, о творении мира Богом-Словом или о переходе народа Израильского через Чермное море (современное Красное, разделяющее Египет и Аравию) мы уже могли слышать накануне других Господских праздников. Однако большинство из шестнадцати паремий читаются только накануне Пасхи.
К ним относится, конечно, 12-я глава из Книги Исход, где устанавливается закон празднования ветхозаветной Пасхи — прообраз Крестной Жертвы и Воскресения Христова.
В десятый (день) месяца сего да возмет кийждо овча по домом отечеств (родов), кийждо (каждому) овча по дому… Овча совершенно, мужеск пол, непорочно и единолетно будет вам… И будет вам соблюдено (да сохраняют) даже до четвертагонадесять дне месяца сего: и заколют то все множество собора сынов Израилевых к вечеру. И приимут от крове (возьмут кровь), и помажут на обою подвою (оба дверных косяка), и на прагах (перекладина над дверями) в домех, в нихже (в которых) снедят тое. И снедят мяса в нощи той печена огнем и опресноки с горьким зелием снедят.
Следующее пророчество — из Книги пророка Ионы — свидетельствует о будущем сошествии Господа во ад и восстании из мертвых. Сам Господь говорил фарисеям: «…Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12, 40)».
…И взяша Иону, и ввергоша его в море, и преста (успокоилось) море от волнения своего. И убояшася мужие страхом великим Господа, и пожроша (принесли) жертву Господеви, и помолишася молитвами. И повеле Господь киту великому пожрети Иону: и бе Иона во чреве китове три дни и три нощи. И помолися Иона ко Господу Богу своему от чрева китова, и рече: возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша мя… И повеле Господь китови, и изверже Иону на сушу…
Две паремии — из Третьей и Четвертой Книг Царств — показывают, что Господь по молитвам праведников и раньше творил чудо воскресения из мертвых. В рассказе о пророке Илии было явлено восстание из мертвых отрока сарептской вдовы. (Подобное же чудо сотворено и через пророка Елисея.)
И возопи Илия ко Господу, и рече: увы мне Господи, свидетелю вдовы, у неяже аз ныне пребываю, Ты озлобил еси еже уморити (позволил умереть) сына ея. И дуну (дунул) на отрочища трижды, и призва Господа, и рече: Господи Боже мой, да возвратится убо душа отрочища сего вонь (в него), и бысть тако…
Одно из самых известных пророчеств о страдании и воскресении Господа мы видим в паремии из книги Бытия. Это жертвоприношение Авраама.
…И простре Авраам руку свою взяти нож, заклати сына своего. И воззва и (к нему) Ангел Господень с небесе, и рече: Аврааме, Аврааме. Он же рече: се аз. И рече: да не возложиши руки твоея на отрочища, ниже да сотвориши ему что: ныне познах (Я узнал), яко боишися ты Бога, и не пощадел еси сына твоего возлюбленнаго Мене ради…
Заканчиваются пасхальные ветхозаветные пророчества отрывком из Книги пророка Даниила. Три отрока в стране Вавилонской были брошены в огненную печь, но явился им Ангел, который спас их от огня. Так и Господь сошел во ад — огненную печь, — и не с помощью Ангела, а силой Своего Божества победил смерть и воскрес из мертвых.
Тогда тии трие (трое отроков) яко едиными усты пояху, и благословляху, и славляху Бога в пещи, глаголюще: Благословен еси Господи Боже отцев наших, и препетый и превозносимый во веки!
Ст. преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано в газете «Воскресение», №4, 2014 г.