Придите, взойдем на гору Господню!

В течение сорока дней после Своего Воскресения Господь являлся ученикам (Деян. 1,3). Но вот настал день, когда «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».

О Вознесении Господнем святые пророки свидетельствовали за 700 лет до рождения Спасителя. На Всенощном бдении накануне праздника мы слышим паремии — ветхозаветные чтения, — передающие нам из глубины тысячелетий вдохновенные голоса пророков Исаии и Захарии.

Первое пророчество из Книги пророка Исаии совсем коротко — два предложения, — но в нём отчетливо видны контуры новозаветных событий. Недаром пророка Исаию называют «ветхозаветным евангелистом».

Тако глаголет Господь: будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версех гор, и вознесется превыше холмов, и приидут на ню (на нее) вси языцы. И пойдут людие мнози, и рекут: приидите взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему.

Пророк Исаия говорит о Иерусалиме, и это соответствует месту вознесения Господа, ведь Вифания, расположенная на склоне Елеонской горы, фактически являлась пригородом Восточного Иерусалима, в получасе ходьбы.

Следующая паремия (также пророка Исаии) как бы приближает нас к образу Самого Господа, что хорошо видно из описания одежды Спасителя, окрашенной  красным цветом страданий.

…Кто Сей пришедый из Едома (Едом — по-еврейски значит «красный»), оброщение риз его от восора?...  (Еврейским словом «восор» назывался процесс собирание винограда, который и обрабатывался в точиле. Его истаптывали чистыми ногами, и «оброщение риз» обозначает окрашивание кромки длинной восточной одежды в красный цвет винограда.) …Сей красен (прекрасен)  во одежди Своей, вопиет с крепостию велиею: Аз глаголю правду и суд спасения. Почто Ти оброщены (обагряны) ризы, и одежды Твоя яко от истоптания точила исполнены истоптания ( от винограда)? Точило ) истоптах Един, и от язык несть муж со Мною…

То, что Господь Сам, «Един», трудился на жатве винограда, подчеркивает Его Божественную природу. Никто, кроме Бога Отца и Святого Духа,  «от язык (народов) несть муж», не мог участвовать в таинстве спасения человечества.

…Не ходатай (посредник), ниже (ни) ангел, но Сам Господь спасе их: за еже любити их (потому что Он любит их), и щадети (милует) их, и воприят их, и вознесе их во вся дни века.

О горе же Елеонской прямо пророчествует пророк Захария за 500 лет до рождения Иисуса Христа.

Тако глаголет Господь: се день грядет Господень, и станут нозе Его в день оный на горе Елеонстей, прямо (напротив) Иерусалима, от восток солнца…

Пророк Захария родился в вавилонском плену и пророчествовал о возрождении Иерусалима. Под именем Иерусалима можно понимать небесный город, описанный в Откровении ап. Иоанна Богослова (Откр. 21-22). Завершая картину этого возрожденного  города, пророк Захария предвозвещает примирение людей с Богом, которое принес людям Господь Иисус Христос.

…И анафема не будет ктому (проклятия больше не будет), и вселится (будет населен) Иерусалим надеяйся.

Ст. преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: газета "Воскресение", №5, 2014.