У престарелых родителей — Захарии и Елисаветы — рождается первенец, Иоанн, будущий Предтеча и Креститель Господень… Это событие имеет в христианской истории такое важное значение, что в церковном календаре его ставят в ряду «дней рождения» Господа Иисуса Христа и Матери Божией.
Накануне Рождества Иоанна Крестителя, которое празднуется 7 июля (24 июня по церковному календарю), на Всенощном бдении звучат три паремии, посвященные рождению величайшего из пророков (см. Лк. 7, 28).
Первая – из книги Бытия (Быт. 17). Известно, что древние праотцы Авраам и Сарра долгое время не имели детей и лишь в глубокой старости Господь подарил им сына Исаака. Поэтому именно они послужили прообразами святых родителей пророка Иоанна.
И паде Авраам на лице своем, и рече в мысли своей: аще столетну (у столетнего) родится сын? И Сарра девятьдесять лет сущи, родит? Рече же Бог Аврааму: ей (истинно), се (вот) Сарра жена твоя родит тебе сына, и наречеши имя ему Исаак. И положу Завет мой к нему, в Завет вечен.
Ребенок, который рождается после долгих молитв, по пророчеству свыше, в евангельской истории нередко становится великим человеком. К таковым относятся Матерь Божия, а также пророк Самуил. Однако следующая паремия упоминает библейскую супружескую пару, о которой мы почти ничего не знаем (Суд. 13).
Во дни оны, бысть муж от колена Данова, и имя ему Маное, и жена его неплоды, и не раждаше. И явися Ангел Господень к жене, и рече к ней: се ты неплоды, и во чреве приимеши, и родиши сына.
В этом отрывке повествуется о рождении ветхозаветного вождя (судии) израильского народа Самсона. Почему именно рассказ о Маное и его супруге был выбран составителями церковной службы в день памяти Крестителя Господня Иоанна? Ответ таков: в этой паремии подчеркивается одна из главных отличительных черт Божиих пророков — их сугубый аскетизм. Ангел продолжает речь, обращенную к жене Маноя: «И ныне сохранися, не пий вина и сикера (хмельной напиток), и не яждь (не ешь) всяко нечисто: зане (потому что) се ты во чреве приимеши, и родиши сына: и железо не взыдет на главу его (ножницы, остригающие волосы), яко освященно Богу будет отроча от чрева.» Показательно, что эти слова в паремии звучат трижды, помогая уяснить существенное свойство — аскетизм — пророческого призвания Иоанна.
И наконец третья паремия включает в себя несколько самых известных пророчеств о Крестителе Господнем Иоанне. Они принадлежат «ветхозаветному евангелисту», святому пророку Исаие (Ис. 40-54).
…Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Богу нашему. На гору высокую взыди, благовествуяй Сиону (гора в Иерусалиме), возвышай крепостию (усиливай) глас свой, благовествуяй Иерусалиму. Вознесите, не бойтеся: Аз Господь Бог, Аз услышу убогих израилев (израильтян), и не оставлю тех.
Следующие слова пророка Исаии напоминают об истории рождения святого Иоанна Предтечи.
Возвеселися неплоды (неплодная) не раждающая, расторгни и возопий (радостно воскликни) не болевшая (немучившаяся родами), яко многа чада пустыя (у бесплодной) паче (более), нежели имущия мужа.
Впрочем, здесь видится не только пророчество о рождении святого Иоанна Крестителя от бесплодных родителей, но и указание на рождение Церкви, которое происходило среди жесточайших гонений. Вопреки ожиданиям гонителей, ежедневно рождались новые члены Церкви там, где после казней, казалось, должна была образоваться бесплодная пустыня. Эти слова также применимы и к монашеству — братской семье, где рождение новых членов происходит таинственно, ведомо лишь Богу. А ведь одним из главных покровителей монашеского подвига является Креститель Господень Иоанн.
Ст. преподаватель Минского Духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение" №6, 2014 г.