Три ближайших ученика Господа, — Петр, Иаков и Иоанн, — увидев сияние славы своего Учителя на Фаворе, пали на землю, не в силах постигнуть то, что в полной мере не доступно человеческому сознанию. На иконе праздника Преображения мы видим их лежащими на земле и закрывающими лицо руками. Так велико и страшно было явление божественной славы Спасителя!
Однако Господь заранее готовил израильский народ к тому, что сияние славы Божества, этого вечного, несозданного, Божественного света (учение о котором защищал святитель Григорий Палама), будет явлено людям. Об этом свидетельствуют паремии, читаемые в храме накануне праздника.
В день Преображения Господь беседовал с пророками Моисеем и Илией. Поэтому и в трех паремиях мы также видим разговор Бога с пророками. Господь беседовал с Моисеем и Илией во время их пророческого служения, соответственно за четырнадцать и девять столетий до рождества Христова.
Рече Господь к Моисею: взыди ко Мне на гору, и стани тамо, и дам ти скрижали каменныя, закон и заповеди, яже (которые) написах взаконити (Я написал, чтобы они стали законом) их …И восстав Моисей и Иисус (Иисус Навин, ученик пророка Моисея, будущий вождь израильского народа) предстояй ему взыдоша (взошли) на гору Божию… И сниде слава Божия на гору Синайскую, и покры ю (ее) облак шесть дней, и призва Господь Моисея в день седмый, из среды облака (Исход, гл. 25).
Следующая, вторая, паремия тоже из библейской книги Исход (главы 33-34). Характерно, что и здесь звучит имя Иисус (в контексте праздника Преображения это, пожалуй, весьма символично).
Во днех онех, глагола Господь к Моисею лицем к лицу, яко аще бы (как если бы) кто возглаголал к своему другу, и отсылашеся (был послан) в полк (стан израильский): слуга же Иисус сын Навин юноша не исхождаше (не выходил) из скинии.
В этой паремии Моисей усиленно просит Господа явиться ему для утверждения в вере его самого и всего израильского народа.
Аще убо обретох (если я приобрел) благодать пред Тобою, яви мне Самаго Тебе разумно, да вижу Тя…, и да разумеют, яко людие Твои язык (народ) сей.
В этих строках можно увидеть и причину Преображения Господня на Фаворе спустя четырнадцать веков. Вера человеческая во все времена нуждается в явлениях силы Божьей. Особенно остро — на первых порах, когда человек только начинает в ней утверждаться.
И сниде Господь во облаце, и предста Ему тамо Моисей, и призва (помолился) именем Господним. И мимоиде Господь пред лицем его, и призва (Моисей): Господь Бог щедр, и милостив, долготерпелив, и многомилостив, и истинен: и потщався (постаравшись скорее) Моисей приник на землю, и поклонися Господеви.
Третья паремия, из Третьей книги Царств (гл.19), описывает важнейший момент, помогающий уяснить природу Божества, Его Божественную Любовь. По свидетельству апостола Иоанна Богослова, «Бог есть любовь» (Ин. 4, 16). Именно Сын Божий, Господь Иисус Христос, в полноте явил людям это свойство Божие. Но за девять веков до рождества Спасителя, Бог засвидетельствовал пророку Илие: не в буре и землетрясении присутствует Господь, не в пламени огня. Он — в тихом веянии ветра («гласе хлада тонка»).
И се Господь мимоидет, и дух велий и крепок, разоряяй горы, и сокрушаяй камени пред Господем: не в дусе (ветре) Господь, и по дусе трус (землетрясение): и не в трусе Господь, и по трусе огнь: и не во огни Господь. И по огни глас хлада тонка, и тамо Господь.
Наверное, каждый христианин переживал в своей жизни явление славы Божьей. Праздник Преображения помогает связать воедино прошлое и настоящее, увидеть Промысл Божий о мире и конкретно о каждом человеке. Но не будем удивляться тому, что Господь не часто удостаивает людей неоспоримыми явлениями Своего величия. После Своего Воскресения Он скажет Своим ученикам, уже утвержденным в вере после Преображения и многих других чудес: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Ведь испытанная в невзгодах вера становится еще крепче.
Ст. преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", №7, 2014 г.