Вечернее праздничное Богослужение — это иконография в звуках. Когда мы приходим в храм накануне праздника, вечером, то перед нашим духовным взором проходит целый ряд прекрасных «словесных» икон. Исполняя священные тексты, певцы и чтецы помогают молящимся приобщиться к ясному, чистому, глубокому видению праздничных событий. Небесная Церковь и земная в это время сближаются. Святые невидимо присутствуют рядом и разделяют радость праздника.
О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает…
Этими словами начинается прославление праздника Успения Божией Матери (28 августа). В первой стихире, которая поется на «Господи воззвах…» (первый ряд праздничных стихир, перекликающихся со стихами из 140-го псалма Псалтири), изображаются сразу несколько священных событий. Матерь Божия, родившая Господа, Который подарил жизнь всему миру, ныне лежит во гробе. Но гроб для Нее становится («бывает») «лествицей к небеси». Вспомним, что в паремиях, посвященных богородичным праздникам, Божия Матерь сравнивается с божественной лестницей, которую видел патриарх Иаков. По этой лестнице Господь сошел на землю. Теперь по ней же Божия Матерь восходит на небеса.
…Веселися Гефсимание, Богородичен святый доме…
В этой же стихире упоминается местность у подножия Елеонской горы, Гефсимания. «Богородичным святым домом» Гефсимания называется потому, что Божия Матерь повелела похоронить Себя здесь, рядом с гробницами Ее родителей и праведного Иосифа Обручника. По преданию, Пресвятая Богородица часто приходила сюда для молитвы, вспоминая Своего Божественного Сына, который молился здесь накануне Своих страданий.
…Возопием вернии, Гавриила имуще чиноначальника: благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй (дающий) мирови Тобою велию милость.
По преданию, за три дня до успения Божией Матери, во время молитвы на Елеонской горе Ей явился архангел Гавриил. Он передал Пресвятой Богородице светящуюся пальмовую ветвь, символ победы над смертью. Поэтому в день Успения мы «Гавриила имеем начальником в пении и службе», вспоминая слова ангельского приветствия Божией Матери.
Подобаше самовидцем (очевидцам) Слова (Господа Иисуса Христа) и слугам, и еже по плоти Матере Его успение видети, конечное елико на Ней таинство: яко да не токмо (не только) еже от земли Спасово восхождение узрят, но и рождшия Его преставлению свидетельствуют…
В этой стихире на литии (в переводе с греческого — «усердное моление», момент Богослужения, когда священники выходят из алтаря в притвор храма) объясняется, почему Господь собрал апостолов в Иерусалим на погребение Божией Матери. Их скорбь прощания с Той, Которая родила Сына Божия, их Господа, должна была перейти в радость. Ведь они не только «Спасово восхождение на небо увидели», но и засвидетельствовали «преставление», то есть переход от земли на небо и «Родившей Его». Когда через три дня открыли гроб (ради апостола Фомы, который не был при погребении, но хотел проститься с Пресвятой Богородицей), тела Божией Матери не нашли.
Рассказ об апостолах, собранных на погребение Божией Матери, многократно повторяется на протяжении службы. Для них успение Пресвятой Богородицы и все связанные с ним события послужили к укреплению веры в воскресение из мертвых. Подражая их любви к «Матери Жизни», молящиеся в храме вслед за апостолами также переживают переход скорбных чувств к ощущению радости.
В стихире на «Хвалитех» (в конце вечерней службы, когда праздничные тексты перекликаются со стихами из последних трех «хвалитных» 147-150-го псалмов Псалтири) радость становится главным мотивом богослужебной гимнографии.
В славном успении Твоем небеса радуются, и ангельская возрадовашася воинства: вся же земля веселится, песнь Тебе исходную провозглашающи…
Священный долг христиан — участвовать в прославлении праздника, соединяя свой внутренний голос с пением Церкви. Ведь Господь пришел в мир соединить небо с землей, чтобы уже здесь, как в будущем веке, мы были едины.
Ст. преподаватель Минского Духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", № 8, 2014 г.