Его прославляют все концы земли, и боятся полчища демонов

 

Необыкновенная красота церковной поэзии наполняет службу Воздвижения Креста Господня. В стихирах на Всенощном бдении образ Честного Животворящего Креста с помощью вдохновенных глаголов богослужебных текстов действительно «воздвизается», то есть  возвышается над всем, что происходит в храме, простираясь ввысь и вширь над землей, осеняя собой все мироздание. Не зря полное название праздника звучит — Всемирное Воздвижение.

В первой же стихире на «Господи, воззвах» подчеркивается «всемирный» характер праздника.

Крест воздвизаемь (воздвигаемый), на нем Вознесеннаго  страсть пречистую пети повелевает твари всей…

Почему орудие позорной римской казни становится священным предметом почитания для всего творения? Вся служба посвящена ответу на этот вопрос, и уже в первой стихире путем поэтического повтора выводится краткое объяснение.

…На том (на Кресте) бо увив нас убившаго, умерщвленныя оживил есть…

Крест — не страшное, унылое орудие безысходного страдания. Крест — священное поле битвы, на котором Сын Божий убивает губителя человека и саму смерть!

В стихире, которая поется перед «Свете тихий», возникает картина грехопадения первых людей. Здесь неоднократно повторяется слово «древо», указывая на то, что и сам земной материал Креста имеет немаловажное значение.

…Праотца бо Адама прельстивый (прельстивший) древом (познания добра и зла), Крестом прельщается…

«Прельщение сатаны древом Креста» —  это поражение диавола тем самым орудием, на котором он надеялся убить Сына Божия.

…Древом бо подобаше (следовало) древо исцелити, и страстию (страданием) Безстрастного (Господа Иисуса Христа), яже на древе (которая имела место на древе), разрешити страсти осужденнаго (Адама)

«Исцеление древа Познания добра и зла», названного впоследствии древом «преслушания», состоит в том, что Господь сотворил действие, противоположное грехопадению праотцев. Через послушание Богу Он принес Себя в искупительную жертву. И это произошло на древе, на котором, как говорится в той же стихире, «… Кровию Божиею яд змиев омывается…»

Во многих стихирах службы не раз вспоминаются имена великих пророков древности — царя Давида и Моисея. Первый из них в 109-м псалме Псалтири предвозвестил поражение врагов Божиих  у ног Спасителя. «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже (пока) положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109, 1).

Днесь яко воистину святовещанный глагол Давидов конец (совершение) прият ( получил): се бо яве пречистых ног Твоих поклоняемся подножию…

Как точно соотнеслось пророчество царя Давида с праздником Воздвижения, ведь именно поклоняясь Кресту Господню мы лобызаем подножие пречистых ног Спасителя! А святой пророк Божий Моисей изобразил всепобеждающую силу креста во время битвы израильтян с неистовыми язычниками амаликитянами. Поднявшись на гору во время сражения, Моисей молился с поднятыми крестообразно руками. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль… И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх.  17, 11-12).

Честнаго Креста Христе, действо прообразив Моисей, победи (победил)противнаго Амалика в пустыни синайстей: егда бо простираше руце, креста образ творя, укрепляхуся людие…

Пусть и для каждого из нас Крест Христов служит укреплением в духовной брани, ведь он, как воспевается в стихирах службы, — «непобедимая  победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, …пристанище спасения».

Ст. преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение, № 9, 2014 г.