В церковной богослужебной поэзии любовь к Матери Божией, «честнейшей (достойной большей чести) Херувимов», выражается таким разнообразием ярких поэтических сравнений, что, кажется, авторы стихир до конца исчерпывают возможности человеческой речи.
На праздник Покрова Божией Матери (14 октября) в стихирах, богослужебных текстах, особое внимание уделено самому предмету прославления в этот день — таинственному, духовному, и одновременно увиденному человеческими глазами (блаженным Андреем, в Константинополе) омофору, покрову, головному убору Матери Божией.
О, великое заступление печальным еси, Богородице Чистая, скорая Помощнице, спасение мира и утверждение, милости пучина, Божия мудрости источниче, миру покров, воспоем, вернии, светлый омофор Ея хваляще неизреченно…
Божия Матерь является во Влахернском храме, переполненном народом, молящимся о спасении от врагов. Она со слезами молитвы подходит к алтарю, снимает омофор и распростирает его над всеми «печальными» в церкви. Свой личный покров, который служит человеку для защиты от солнца или непогоды, Пресвятая Богородица расстилает над верующими, как над своими детьми. Это священное действие вселяет веру в покровительство Матери Божией над всеми, кто собирается на молитву в церкви. Не случайно образ церкви как храма также является одним из центральных в этот день.
Дивный прорече (предсказал) Исаия (пророк): будет бо, рече (говорит), в последняя дни яве гора Господня и дом Господень верху горы, увидехом же, Владычице, о Тебе истинное сбытие (исполнение пророчества), горы бо и холми украсишася многоименитыми церквами Твоих праздников…
Воспевается в праздничных стихирах и такое естественное свойство омофора как украшение. Однако это качество наполняется особым содержанием, ведь истинный источник красоты всегда спрятан от очей.
О, чудное украшение всем верным еси! Пророческое истинное сбытие, апостолом слава, и мучеников удобрение (от слова «доброта», красота): девству похвала (украшение целомудренных), и всему миру предивный покров…
Земные образы не могут в полной мере передать духовное совершенство Божией Матери, и автор стихир прибегает к некоему возвышенному сравнению. Мы видим мысленный рай, Небесный Иерусалим, изображенный святым Иоанном Богословом в «Откровении», где находится Древо Жизни. Под Древом Жизни понимается Сам Господь, питающий нас в Святых Таинствах. Матерь Божия же сравнивается со священной землей, на которой укореняется таинственное Дерево.
Яко богонасажденный рай, и место животнаго древа (Древа Жизни), напаяемо Духом Святым, Тебе, Богородице, сведуще (узнавая), Творца Всех рождшую, животным хлебом верныя питающа (питающего). Емуже о нас с Предтечею молися…
Воспоминание о святом Иоанна Крестителе, который, по слову Спасителя, «величайший из рожденных женами» (Лк. 7, 28), здесь связывается с представлением Церкви о том, что Предтеча Господень — тоже ближайший ко Господу ходатай о верующих. Он изображается вместе с Матерью Божией рядом со Христом в чине «деисус» («моление») на иконах храма. Единство небесной и земной Церкви в день Покрова Божией Матери также подчеркивается в праздничных стихирах. Ведь явление Царицы Небесной святому Андрею сопровождалось присутствием в храме вместе с Пресвятой Девой множества Ангелов и святых.
Срадуются с нами умная вся чиноначалия, духовно совокупльше (соединив) чувственный лик (собрание верующих земной, осязаемой, Церкви), видяще Царицу и Владычицу всех, многоименне (разными именами, образами) верными славиму…
Праздник Покрова еще раз доказывает, насколько сильна общая, совместная, церковная молитва. Она обладает особой спасительной силой, делая возможным, пожалуй, главное чудо в жизни человека — преображение души в результате личной, духовной встречи со Христом. Ибо в Евангелие говорится: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде них (Мф. 18, 20)».
Ст. преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: «Воскресение», №10, 2014 г.