Вечернее богослужение можно сравнить с духовной школой, где сама Церковь посредством богодохновенного творчества святых — авторов службы, — раскрывает нам смысл празднуемого события.
В канун праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря — по новому стилю/ 21 ноября — по старому) на вечернем богослужении мы, в образном смысле, становимся участниками торжественного шествия к ступеням ветхозаветного Иерусалимского храма…
«Днесь вернии ликовствуем, во псалмех и песнех Господеви поюще, и чтуще Того священную Сень», — поется в стихире на «Господи, воззвах…» в начале службы. Божия Матерь называется «Священной Сенью (Шатром)», потому что в Ней при Боговополощении Сын Божий получил человеческую плоть.
Во второй стихире продолжается описание шествия: «…И радуются с Нею Иоаким и Анна духом, и девственнии лицы (девы) Господеви поют, псаломски воспевающе и чтуще Матерь Его». Празднуя Введение во Храм Пресвятой Богородицы нельзя не воздать должное поклонение Ее святым родителям, подарившим миру святейший плод человечества — Пренепорочную Деву.
Одна из стихир службы проникнута темой святости Богородицы, так что в тексте восемь раз повторяется слово «святость».
Во Святая Святых Святая и Непорочная Святым Духом вводится, и святым Ангелом питается, сущи (будучи) святейший храм Святаго Бога нашего, всяческая освятившаго…
Далее мы видим очень важный образ — горящие свечи, свет, которым озаряется пространство ветхозаветного храма (с его Святая Святых), пребывавшего во тьме многовекового ожидания пришествия Спасителя. Сначала говорится о девах, держащих в руках зажженные свечи, а затем и Сама Божия Матерь уподобляется этому возвышенному светлому образу.
Отроковицы радующеся и свещи имуще, Свещи днесь предходят (предшествуют) разумней (в нашем разуме), и вводят Сию во Святая Святых священно, проявляюще хотящую Зарю (образ рождения Иисуса Христа) неизреченно из Нея возсияти, и просветити во тьме седящия неведения духом.
События праздника Введения во Храм включают и то, что было после торжественного шествия. Из Священного Предания известно об Архангеле Гаврииле, который приносил «на удивление всех Небесных Сил» пищу для Непорочной.
…Тогда и Гавриил послан бысть к Тебе Всенепорочней, пищу Тебе принося. Небесная вся удивишася, зряще Духа Святаго в Тя всельшася…
Явным пророчеством праздника служит псалом святого пророка Давида: «В испещренной одежде ведется она к Царю; за ней ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованием, входят в чертог Царя (Пс.44, 15-16)». Поэтому и в стихирах вспоминается праотец Давид: «…Да радутся Давид, бряцая в гусли, приведутся, рече (говорит), Царю девы вслед Ея, ближния Ея приведутся внутрь Скинии (во времена Давида храма еще не было, а служили Богу в огромной богато украшенной палатке — скинии) Божии…
Из богослужения мы также узнаем, что первосвященник Захария, который духом узрел в трехлетней деве Матерь Божию, был «родитель Предтечев», отец святого Иоанна Крестителя: «…И радуется Захария старец, родитель Предтечев, и вопиет весело, приближися (пришла) Предстательница скорбящих в храм святый…» И далее: «…Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери, радующися в нем ликовствуй».
А мать Пресвятой Богородицы, праведная Анна, говорит: «…Пойди, Чадо, Давшему Тя буди возложение (жертва) и благоуханный (жертвенный) фимиам…»
Кроме прославления Матери Божией, праздник учит и нас с чистыми мыслями приходить в храм, чтобы получать освящение, необходимое для жизни вечной.
Ст. преподаватель Минского духовного училище
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", №11, 2014 г.