Праздник Крещения Господня (19 января по н. ст.) называется Богоявлением, потому что всему миру явилась Святая Троица: Бог-Отец возвещает с небес о Сыне, Который принимает крещение от Иоанна, и Дух Святой в виде голубя утверждает свидетельство (см. тропарь праздника).
Третье же название этого великого дня — Просвещение. Познавая и поклоняясь Богу во Святой Троице, человек озаряется светом богопознания. Святая Церковь призывает всех верующих в храм, где успокаиваются страсти и душа просвещается. А в Крещенский Сочельник и в сам праздник — можно услышать великолепные стихиры, прославляющие то, о чем молчит этот мир.
Приклонил еси главу Предтечи, сокрушил еси главы змиев: пришед еси в струи, просветил еси всяческая, еже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших.
Господь преклоняет Свою главу перед Иоанном Крестителем, тем самым сокрушая «главы змей». «Глава змия», то, что является первопричиной всякого греха — это гордость. Противопоставляя гордости силу смирения (Творец мира кланяется перед пустынным пророком!), Господь учит, как одерживать победу над невидимыми врагами.
Слова «сокрушил еси главы змиев» взяты из 73-го псалма Давида. На иконе праздника Крещения тоже изображаются змеи (обычно в виде рыб) в память об этом пророчестве. Еще же на иконе можно увидеть фигуры мужчины и женщины в струях вод. Так изображается другое пророчество: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс.113, 3). Море олицетворяется женской фигурой, Иордан — мужской. По преданию, даже воды реки отступили от Иисуса, будто вторя словам Иоанна Предтечи: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14)
Одна из литийных стихир (когда на праздник священники выходят в притвор храма) так описывает величие совершившегося таинства: «Трепеташе рука крестителева, егда пречистому Твоему верху (главе) коснуся: возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе: яже (которая) бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашитися не имеяше (не посмеешь)?..»
В одной из библейских книг — Иисуса Навина — можно прочитать о том, как за 14 столетий до рождения Спасителя остановились воды Иордана перед Ковчегом Божиим (Нав. 3, 7-17). Это также одно из пророчеств о Сыне Божием и Его будущем крещении в водах иорданских.
Не устраняясь от поврежденного грехом мира, но смиренно приобщаясь ему по плоти, Господь становится осязаемой (см. 1 Ин. 1, 1) частью видимого творения. Об этом чуде, когда Творец и тварь могут сослужить Друг другу, в одной из стихир говорится так: «… От всея твари служители тайны Твоея приял еси: от Ангел Гавриила, от человек Деву, от небес звезду, и от вод Иордан, в немже (в котором) беззаконие мирское потребил еси, Спасе наш…»
В этой стихире виден отголосок древнейшей традиции — праздновать Богоявление в один день с Рождеством Христовым. Ведь именно перед Рождеством Архангел Гавриил вразумил праведного Иосифа о том, что Пречистая Дева — долгожданный чистейший плод человечества — родит Сына Божия. В дальнейшем об этом возвестила рождественская звезда.
Связь Крещения Господня с просвещением людей, озарением их новым знанием о Пресвятой Троице подчеркивается в последней стихире на «хвалите» (перед Великим Славословием).
Днесь Христос на Иордан прииде (пришел) креститися: днесь Иоанн касается верху Владычню … Мы же просвещшеся вопием: слава явившемуся Богу, и на земли виденному, и просветившему мир.
Вместе с апостолами Андреем Первозванным и Иоанном Богословом, первыми принявшими просвещение и пошедшими за Христом (Ин. 1, 35-42), Церковь в этот день объединяет всех в радостном прославлении Бога. Этот божественный свет истины изгоняет из мира мрак и тьму, освещая нам путь ко спасению!
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", № 1, 2015 г.