Ни один церковный праздник нельзя воспринять в полноте без посещения вечернего богослужения. Ведь Всенощное бдение и Божественная Литургия связаны в одно целое, и в древности между ними даже не было перерыва!
Поспешим же в храм, чтобы послушать, о чем возвещает Церковь в праздничный день. В феврале у нас самый значительный праздник — Сретение Господне.
Важно знать, что праздник Сретения, несмотря на «Господское» название, относится к числу Богородичных праздников, ведь именно Матерь Божия, с верой в необходимость соблюдения Божьего Закона, принесла Богомладенца в Иерусалимский храм. Поэтому почти в каждом отрывке богослужебных текстов прославляется Дева Мария.
Да отверзется дверь небесная днесь: безначальное (несотворенное) бо Слово Отчее, начало приим под леты (воплотилось во времени), не отступль (не изменив) Своего Божества, от Девы яко Младенец четыредесятодневен, Материю вольне (по доброй воле) приносится в Церковь Законную (храм Ветхого Завета)…
Автор этой стихиры (исполняемой перед «Свете Тихий») с восторгом замечает, что в этот великий день не могли не открыться невидимо для человеческого взора «врата небес»! Пресвятая Троица, бесчисленный сонм Ангелов, подобно чуду Богоявления при Крещении Спасителя, таинственно взирают на величайшее событие: Творец мира в виде беспомощного Младенца вносится в величественный земной храм, Им же Самим сотворенный…
Стихира на литии недвусмысленно утверждает, что Бог Отец и Сын Божий, сорокадневный Богомладенец — одна Ипостась, Единый Бог.
Ветхий деньми, иже закон древле (в древности) в Синаи дал Моисею, днесь Младенец видится (Младенцем является миру), и по закону, яко закона Творец, закон исполняя, во храм приносится…
В этот день по-особому звучит в храме песнопение «Ныне отпущаеши». Именно эти слова произнес праведный Симеон-старец, увидев исполнение пророчества. Он триста лет ожидал встречи с Богомладенцем. Если песнопение «Ныне отпущаеши» довольно краткое по содержанию, то авторы великолепной, торжественной службы Сретения значительно дополняют речь Симеона в стихирах. Он, приняв «вещными (сотворенными Богом) руками» Спасителя, «Бога человеком соединитися проповеда» (проповедал о соединении Бога с людьми). «Сей есть, Егоже (которого) Давид возвещает: Который всем страшный (вызывающий благоговение и трепет)…», — это тоже слова Симеона Богоприимца. И еще одна трогательная строка звучит из уст старца: «Владыко, ныне отпусти мя возвестити Адаму, яко видех непреложна (истинного) Отроча, Бога превечного, и Спаса мира.»
А в одной из стихир мы учимся распознавать тайны богословия. Что символизируют две горлицы и два птенца голубиных, которых приносили в жертву при посвящении первенцев Богу (Лк. 2, 24)? Во-первых, в стихире подчеркивается, что дары принес праведный Иосиф: «…И от Иосифа приемлет (Сам Бог) дары боголепно (с божественным величием)…»
Во-вторых же, вот как разъясняется таинственный смысл принесенных даров: «…Яко супруг (двоицу) горличиш (горлиц), нескверную Церковь и от язык (от всех народов) новоизбранныя люди: голубина же два птенца, яко начальник ветхого и нового…»
Оказывается, что входя в Иерусалимский храм (символизирующий собой небо), Богомладенец ведет за Собой всю Церковь. Как благоуханная жертва Богу, вместе с Ним вносится в храм «нескверная Церковь»— ветхозаветные праведники, — «и от язык новоизбранные люди», то есть мы с вами, христиане Нового Завета. Ведь Господь — «начальник нового и старого», Нового Завета и Ветхого, а где начальник — там и подчиненные, где Глава Церкви, там и мы, церковные чада, верующие и любящие Бога.
Примечательно, что лишь собравшись в храме на церковную службу, мы можем открыть для себя тайну праздника: Сретение — это вход в храм Спасителя и каждого из нас! Поэтому будем приучать себя к посещению вечерних служб, чтобы участвовать в том, что дарит нам Церковь прекрасным и таинственным языком богослужения.
Ст. преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", № 2, 2015 г.