У праздника Вход Господень в Иерусалим двоякий смысл. С одной стороны, мы встречаем Господа, Который в последний раз земной жизни входит в Иерусалим, где его ожидают предательство, страдания и смерть. Но с другой — видится иная картина: Победитель смерти приближается к месту триумфальной победы, за которой последует святое и славное Воскресение!
Именно эта предпасхальная тема наиболее полно представлена в стихирах праздника. Некоторые стихиры службы начинается словами: «Прежде шести дней Пасхи…» Кроме того, в Церкви, на Всенощном Бдении, можно услышать наиболее точные и лаконичные толкования всех сторон этого радостного евангельского события.
Входу Господню в Иерусалим предшествует Лазарева Суббота — предвестница будущего Воскресения. Почему Господь громко воззвал к Лазарю: «Гряди вон!» (Ин. 11, 43)? «Прежде шести дней Пасхи, — повествует одна из стихир на литии, — глас Твой услышася Господи, во глубинах адовых: темже (поэтому) и Лазаря четверодневна воздвигл еси…» Господь воззвал громко в знак того, что Его глас обращен не в сторону гробницы, а в глубины преисподней, где в этот момент находилась душа праведного Лазаря, прежде чем вернуться в свое тело.
Слава Тебе Христе, в вышних седящему на Престоле, и ныне чаемому (ожидаемому нами) с честным Твоим Крестом. Темже веселится дщи Сионова (Иерусалим), радуются языцы земнии, ветви держат дети, ризы же ученики (постилая пред грядущим Спасителем), и вся вселенная научися вопити Тебе: благословен еси Спасе, помилуй нас.
Словами этой праздничной стихиры Церковь учит правильно воспринимать грядущие события Страстной Седмицы. Одновременно с Крестными Страданиями, Господь (таинственно и непостижимо для нас) восседает на престоле Славы! Поэтому превозмочь победное веселие Небесного Иерусалима адскому унынию не дано!
Может показаться странным, что Спаситель изволил войти в Иерусалим на молодом осле, на которого «никто из людей никогда не садился» (Лк. 19, 30). Не правда ли, ведь чудо, — оседлать и во мгновение ока усмирить строптивое необъезженное животное! Что это символизирует? Вот что говорится в стихире «на стиховне»: «…Дети Тя воспеваху боголепно, иудее же хуляху беззаконно: стропотное (искаженное, непросвещенное) языков (народов), седалище жребца прообразоваше, из неверия в веру претворяемое…» Таким образом, под необъезженным молодым ослом подразумеваются народы, которым предстояло принять Христа. (Та же мысль просматривается в другом тексте: «Днесь Христос входит во град Вифанию, на жребяти седяй, бессловесие разрешая (избавляя от «бессловесия») язык (народов) злейшее, древле (в прошлом) свирепеющее.» )
Кротость Спасителя в день торжественного входа в Иерусалим нисколько не означает Его слабость. (Недоброжелатели нередко использовали этот образ «нищего, странствующего проповедника на осле».) Церковная служба убеждает в обратном: «Восхвалите согласно людие и языцы: Царь бо Ангельский взыде ныне на жребя, и грядет хотяй на Кресте поразити враги…!» (из седальна после кафизмы). Можно ли более убедительно продемонстрировать силу и власть, чем сочетание слов: «Царь Ангельский»?!...
Один из самых неожиданных образов из службы — уподобление Входа Господня в Иерусалим браку, женитьбе. «…Роде иудейский…, — говорится в стихире «на хвалитех», — прииди и виждь…, како уневещивает Себе (готовит для Себя невесту), яко целомудренный Новый Сион (Новозаветную Церковь), и отлагает осужденную сонмицу (собрание отвергших Христа)…»
Мы призваны в этот день быть подобными детям на браке: «…В нетленном же браце и нескверном, несквернии стекошася благохваляще, неискусозлобные дети.» Вербные ветви в руках — знак приветствия Небесному Жениху. Спускаясь вместе с Ним с Елеонской горы, мы сопровождаем Его на брачный пир, в Небесный Иерусалим, куда Господь зовет всех, кто верует в силу Животворящего Креста и — Воскресение.
Опубликовано: "Воскресение", №3, 2015