Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля н. ст.) издревле почитался Церковью в одном ряду с Рождеством Христовым и Богоявлением. Без преувеличения его можно назвать самым таинственным.
Поэтому и храмовое Богослужение в этот день отличается тонкостью и осторожностью выражения мыслей о том, что было известно только одному человеку на земле — Божией Матери.
В службе не раз звучит слово «совет» — «превечный совет», «совет Отечь». Пожалуй, именно с этого слова берет начало история праздника.
Совет превечный открывая Тебе Отроковица, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная, радуйся, купино неопалимая…
Толкование о «превечном совете» можно найти в другой стихире службы.
Да веселятся небеса, и радуется земля: ибо Отцу Соприсносущный… Себе постави во истощание (умалился), благоволением и советом Отчим и во утробу вселися Девичу…
Церковь учит, что спасению человеческого рода предшествует (еще до творения мира, а точнее — вне времени) таинственный совет Пресвятой Троицы: Бог Отец изъявляет произволение и благословляет Сына на воплощение, Сын Божий соглашается и в определенное время воплощается на земле для спасения человечества, и Дух Святой преображает сердца верующих божественной благодатью.
Об этом и сообщает небесный посланец Деве Марии, открывая Ей «превечный совет».
Стоит отметить, что личности архангела Гавриила в церковной службе уделяется большое внимание. Известно даже, что в древности праздник назывался «Благовещение Ангела Марии». В одной из стихир находим ключ к пониманию того, насколько исключительной личностью в ряду Ангелов и Архангелов является Архангел Гавриил (с евр.: «Крепость Божия»).
Великое таинство, первее (прежде) Ангелом неведомое, и прежде век соблюдаемое, единому уверися тебе Гаврииле…
Из этих слов становится ясно, что таинственный совет Пресвятой Троицы не имел свидетелей в лице Ангелов, и был открыт лишь одному из них — Гавриилу. Автор праздничных стихир в восхищении живописует образ этого божественного посвящения в тайну.
Гавриил великий, Ум благовиднейший, светозарный и спасительный, Свет Трисолнечный зрит, и поет с вышними чины божественное и страшное пение… (Великий Гавриил видит спасительный и сияющий, несказанно прекрасный Дух (Ум), видит Свет Пресвятой Троицы, подобный солнцу…)
Суть Боговоплощения также прекрасно изложена в стихирах службы. Не раз в них встречается слово «истощание».
…О чудесе! Бог в человецех, невместимый (вмещается) в ложеснах, безлетный («вневременный») в лето (воплощается во времени): и еже преславнее (и что еще более славно), яко и зачатие безсеменно, и истощание неказанно (умаление, которое невозможно высказать словами), и таинство елико…
Действительно, можно ли представить себе, как истинный Бог, бесконечный и вечный, «истощается», то есть, умаляется до «крупицы» в человеческом теле? Как велико Божие смирение!
Бог не устыдился стать человеком, потому что иначе невозможно человеку стать богом, «обожиться», спастись от последствий грехопадения. Не постыдимся и мы исповедовать веру во Христа, приходя в Церковь, участвуя в Богослужении, оправдывая доверие Бога, Который открывает верующим самое таинственное и сокровенное о Себе.
Опубликовано: "Воскресение", №4, 2015.