Церковное учение о Святом Духе превосходно раскрывается в стихирах праздника Пятидесятницы (Святой Троицы). О Третьем Лице Пресвятой Троицы подробно говорится на праздничном Всенощном Бдении.
В день Пятидесятницы, — когда Святой Дух сошел на Апостолов, — становится очевидным, что не изолированная «вера в душе», а церковное собрание верующих в храме приближает к нам освящающее действие свыше. Ведь Господь просветил учеников Огнем благодати не поодиночке, а собранных вместе.
Испокон веков люди стремились горе, к Богу. В одной из стихир вечерней службы вспоминается об одном важном событии Ветхого Завета.
Языцы (народы) иногда размесишася (рассеялись), дерзости ради столпотворения: языцы же ныне умудришася, славы ради Боговедения. Тамо осуди нечестивыя погрешением: зде просветил есть Христос рыбари Духом. Тогда упразднися безгласие к мучению: ныне обновляется согласие ко спасению душ наших.
Излюбленный прием церковных авторов — противопоставление — на этот раз касается двух событий: истории Вавилонской башни (Быт.11, 1-9) и новозаветной Пятидесятницы. В древнем Вавилоне народы были рассеяны из-за дерзкого плана построить башню до небес. Они были осуждены за гордость, и весь их план «упразднился», ведь невозможность понимать друг друга (они стали говорить на разных языках) была «мучением» в деле. Совсем иначе решается вопрос духовного восхождения человека в Церкви. Сам Дух Святой — «Царю Небесный» — сошел на землю, умудряя, просвещая и даруя «согласие» — единение в Боге как условие «спасения душ наших».
Сила Святого Духа, Его Божественное величие, равное Отцу и Сыну, описывается в одном из седальнов (стихир после кафизмы) в образе «огненной реки».
Духа источник пришед на землю, во огненныя реки разделяяся мысленно, Апостолы орошаше просвещая: и бысть им облак орошаяй огнь, просвещаяй тех, и одождяяй пламень, имиже (через которых, т.е. Апостолов) мы прияхом благодать, огнем же и водою. Свет прииде Утешителя, и мир просвети.
Две, казалось бы, противоположные стихии — огонь и вода — в священнодействии бывают тесно связаны друг с другом. Например, при Великом освящение воды в праздник Богоявления, положено всем «братиям» стоять с зажженными свечами. Да и само Таинство крещения, пожалуй, немыслимо без возжжения свеч. Поэтому и говорится в стихире: «…Мы приняли благодать огнем же и водою».
После полиелея (выхода священства в центр храма для пения величания празднику) читается стихира, в которой вспоминается особое, чудесное действие Святого Духа на Апостолов.
По востании Христе, еже от гроба, … славу Твою низпослал еси Щедре, Духа праваго обновивый учеником. Темже яко гусль мусикийская (музыкальный инструмент), всем уяснися (стала очевидной) божественным бряцалом (звучанием) тайно Спасе глашения (непостижимым говорением на иных языках)…
Способность Апостолов говорить на разных языках (понятных для окрестных народов) сравнивается с благозвучием музыки гуслей. Ведь наряду со всемогуществом, «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8) и гармония, подобная благозвучию музыки.
В конце Утрени, в стихирах «на хвалитех», догматическое учение о Святом Духе приобретает законченные формы.
Дух Святый бе убо присно (всегда был), и есть, и будет: ниже начинаемь (не имеющий начала), ниже престаяй (вечный), но присно Отцу и Сыну счинен (одного чина) и счисляемь (в числе Святой Троицы): Живот и животворяй: Свет и света Податель, самоблагий (в себе имеющий благость)… И в другой стихире, — …Дух разума, …очищаяй прегрешения,… Бог и боготворяй (человека), … Огнь от Огня происходяй, … глаголяй (говорящий устами святых), деяй (действующий), разделяяй дарования…
О, Святый Душе! Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!
Опубликовано: "Воскресение", № 5, 2015 г.