Петров пост, начинающийся вскоре после Троицы, сопровождает верующих на пути к празднику святых апостолов Петра и Павла (29 июня ст.ст или 12 июля нов. ст.). Воздержание в пище, усиление духовного подвига в этот период тесно связаны с воспоминанием о двух героях веры, чей образ жизни во Христе — лучший пример жажды Богопознания, верности и благодарности своему Творцу.
Киими песненными добротами воспоем Петра и Павла, богоразумия криле, прелетевшыя концы,и к небеси вознесшыяся? Руце Евангелия благодати, нозе истиннаго проповедания, реки премудрости: крестныя роги, имиже демонов бровь Христос низложи…
Стихиры Всенощного бдения наилучшим образом передают подвиг первоверховных апостолов и выражают чувства верующих, собравшихся, как и положено в этот день, в храме. Поэтический принцип «двоичности» подчеркивает равенство церковного чина святых Петра и Павла, взаимодополнение их трудов в общем деле благовествования Евангелия. Поэтому они называются «крыльями разума», «руками Евангелия», «ногами проповедания», двумя частями перекладины Креста («крестныя роги»), которыми «Христос поразил демонов в бровь».
В другой стихире продолжается этот перечень, присваивая первоверховным апостолам наименования двух «страшных духа мечей» и даже «Нового Завета богописанных скрижалей мысленных».
Силу Евангельского благовествования святых Петра и Павла в стихирах сравнивают с деятельностью трудолюбивого хозяина, который обрабатывает вверенную ему землю.
…Сии бо обтекше широту всея земли, якоже ралом (плугом) всеяша веру, и всем богоразумие всадиша, Тройческое являюще Слово…
И вновь — образ трудолюбия, но уже с точки зрения превышающего человеческие силы усердия в деле жертвенного служения: «…Сопряженнии волы Христовы, вся привлекоша к Богоразумию языки (народы), грады же и островы…»
Труд апостолов призван облегчить наш подвиг в Богопознании, поэтому верующие, которые пользуются плодами апостольских трудов, уподобляются в стихирах причастникам брачного пира.
…Многоплодные лозы, вы есте (есть) всехвальные апстоли: иже (которые) грозд зрел и красен, во ветвех ваших носящии, егоже вернии ядуще, услаждаем вкус к веселию…
В конце же службы, в стихирах «на хвалите», автор поэтического текста подчеркивает, пожалуй, самое главное в подвиге каждого из двух апостолов.
Иже от Отца явлься Божие Слово, кого Мя непщуете вопрошающу Христу, Ты живаго Отца Сын, яко всем уста богогласуя, абие возопил еси… (Когда явившийся от Отца Бог-Слово спрашивал учеников о том, за кого они Его почитают, (Петр) тотчас воскликнул, выражая исповедание многих: «Ты — Сын Живого Бога Отца»…)
Действительно, апостол Петр — это апостол веры, почему и вера его именуется «камнем» (то есть, основанием) Церкви. А что же называется главным в трудах апостола Павла?
Христопроповедник сый (есть), крестную похвалу (похвалу страдальца) носяй, ты, многорачительную божественную любовь, яко зрящих связующую к Желаемому, воистинну паче всех проразсудил еси, темже и узник прозвался еси Христов…
Итак, именно апостола Павла, автора знаменитого гимна любви («любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует и т. д.» (1 Кор. 13:4-7)), в стихире называют тем, кто «божественную любовь более всех исследовал».
Пусть же вера и любовь апостолов к Богу, как две части одного целого, вдохновляет учеников Христовых на подвиг крестоношения!
…Приидите посреди нас невидимо, сподобляюще даров невещественных, ваш праздник восхваляющих песньми!
Преподаватель МинДУ
Андрей Ахметшин