…Того послушайте!

В праздничных стихирах  Преображения Господня (6 августа по ст. стилю или 19 — по новому) Церковь воспевает Божественную Благодать, явленную апостолам Петру, Иакову и Иоанну на  Фаворе (гора недалеко от  Назарета).

 Прежде Креста твоего, Господи, поим (взял) ученики на гору высоку, преобразился еси пред ними, лучею силы озаряя их …  показати хотя воскресения светлость…

Господь «лучем силы» озарил Своих учеников незадолго до крестных страданий, чтобы укрепить их веру, показать будущую «воскресения светлость». Приобщиться свету Божией Благодати ученики призваны путем достижения «высоты добродетелей».

На горе высоце преображся Спас, … ученики, преславно облистал есть, показуя, яко высотою добродетелей облиставше, и Божественной славе сподобятся…

Не случайно на святой горе Спасителю явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия.

…Глаголющия со Христом Моисей и Илия, показоваху (показывали), яко (Господь) живыми и мертвыми обладает…

Согласно библейскому повествованию, пророк Илия был взят на небо живым (4Цар. 2,11), поэтому пророки Моисей (который умер как все смертные) и Илия символизируют собой все человечество, «живых и умерших» (Блж.  Феофилакт).  Кроме того, кроткий Моисей и ревностный Илия показывали ученикам пример для подражания в апостольском служении. Быть хорошими учениками, «слушать» своего Учителя призывает апостолов и Сам Бог-Отец таинственным гласом из облака!

… Емуже (Господу Иисусу) и глас Отеч из облака светла послушествоваше глаголющий: Того послушайте…

Ветхий и Новый Завет в день Преображения Господня соединяются, древние пророки, прославленные у Бога,  передают эстафету служителей Слова…  простым рыбакам из Галилеи, чтобы сила Божия совершилась  в немощи (2 Кор. 12, 9). 

А само явление славы Спасителя на Фаворе было, как говорится в стихирах службы, даже «не всесовершенным»! Это значит, что совершенное явление  славы Божества было для облеченных плотью апостолов небезопасно! Ибо не может человек увидеть Бога и остаться в живых (Исх. 33, 20)!

…И мало скрыв плоти восприятие («приоткрыв завесу плоти»), (Ты, Господи) преобразился еси пред ними, являя началообразное (изначальное, до рождения на земле) доброты благолепие, и то не всесовершенно…

Таким нестерпимо великим и страшным будет и Второе Пришествие Спасителя, о  котором также упоминается в праздничной службе.

…Второе и страшное Твоего пришествия показуя, на Горе Фаворстей преобразился еси…

 

Свет Божией благодати в Преображении Господнем озаряет  «черноту Адамова естества», то есть,  наше естество ветхого, омраченного грехом человека.

…Очерневшее Адамово естество, преображся облистати паки сотворил еси, претворив е (его) в Твоего Божества славу же и светлость…

А еще он сравнивается с молнией, сокрытой в Богочеловеческой природе Спасителя.

Сокровенную молнию под плотию существа Твоего, Христе, и Божественнаго Боголепия, на святей показал еси горе, Благодетелю…

Смысл жизни христианина — путем истинного Богообщения (в молитве и Таинствах), путем  добродетели стяжать, приобрести озарение души и тела Божественной Благодатью! Поэтому и поется в стихирах: «Озари и нас светом Твоего разумения, и настави на стезю заповедей Твоих, яко Един благ и Человеколюбец»!

Преподаватель Минского духовного училища

Андрей Ахметшин

Опубликовано: "Воскресение", №7, 2015 г.