Содержание стихир в праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа по новому стилю) напоминает службы Пасхи и Светлой Седмицы. Как в пасхальный период воспевается победа Господа над смертью, так и на Успение все богослужебные тексты Всенощного Бдения имеют светлый, жизнерадостный характер.
О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает: веселися Гефсимание, Богородичен святый доме. Возопием, вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная радуйся, с Тобою Господь...
Несмотря на то, что праздник Успения утвердился в церковном календаре достаточно поздно (с VI века), — потребовалось несколько веков для постижения величайшего значения личности Божией Матери в деле Спасения людей, — он стал одним из самых главных в церковном Уставе. Даже пост, который ему предшествует (с 14 по 28 августа), по строгости такой же, как Великий!
Твое славят Успение, Власти и Престоли (высшие ангельские чины), Начала и Господьства, Силы и Херувими, и страшнии Серафими: радуются земнороднии, о божественней Твоей славе красящеся. Припадают царие со Архангелы и Ангелы…
В стихирах неоднократно подчеркивается тот факт, что на погребение Божией Матери собрались все апостолы, свидетели Светлого Христова Воскресения. Переход Пресвятой Богородицы в небесные обители, который называют также «вознесением» и даже «воскресением», тесно связан с Воскресением Самого Спасителя. Церковная служба даже присваивает этому событию наименование «таинство», — тайное действие Божией Благодати призванное укрепить нашу веру в Воскресение Христово и в грядущее воскресение всех людей, среди которых первой была Божия Матерь.
Подобаше самовидцем (свидетелям) Слова и слугам, и еже по плоти Матере Его Успение видети, конечное елико на Ней таинство: яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение узрят, но и Рождшия Его преставлению свидетельствуют…
На иконе Успения мы можем видеть, как Победитель Смерти принимает в Свои руки душу Матери. В исполняемых стихирах, как на иконе, описывается то же самое. Это показывает, что смерть уже не имеет никакой власти над душой Божией Матери. Праздник Успения укрепляет нас надеждой на всесильную милость Божию и по отношению ко всем христианам, кто переходит в мир иной, кто предает свою душу в руки Творца, очистившись при жизни приобщением к святости.
Воспойте людие Матери Бога нашего, воспойте: днесь бо всесветлую душу Свою в пречистыя длани, Иже (Которого) из Нея воплощшагося без семене предает: Егоже молит непрестанно, даровати вселенней мир, и велию милость.
Приобщение к Божией Благодати, «обожение» — смысл жизни христианина. Родившись на земле, пострадав на Кресте и воскреснув, Бог изменил человеческую природу, вернул ей первозданную святость, открыл нам путь жизни во Христе. Но все это стало возможным благодаря Пресвятой Богородице! Поэтому в одной из стихир мы встречаем фразу: «…Еяже ради (благодаря Ей) мы обожихомся…»
А так как мы по своей природе во всем подобны Божией Матери, то и восклицаем вместе с автором стихиры: «…Сродна присвоения не забуди Владычице, верно празднующих всесвятое Твое Успение!»
Пасхой Христовой начинается так называемый «подвижный» годовой круг Богослужения. А «неподвижный», — круг, который содержит неизменяемые даты праздников, — непосредственно связан с двумя праздниками, посвященными Божией Матери. Успение — последний двунадесятый праздник в церковном году, Рождество Богородицы — первый.
Близится начало нового года по богослужебному календарю. Он принесет новое и в нашу рубрику о Богослужении. Мы узнаем основные принципы Богослужения, например, почему «Утреня» служится вечером, как различные праздники сочетаются между собой, и многое, многое другое.
Преподаватель Минского духовного училища
Андрей Ахметшин
Опубликовано: "Воскресение", №8, 2015 г.